Заголовок карточки
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Название ресурса (варианты)
Большой русский праздник
Аннотация :

Сочинение Адама Олеария отличают прекрасные, исполненные на меди гравюры, в большинстве своем подготовленные по рисункам автора. Во время пребывания в России он тщательно зарисовывал увиденное, а после возвращения на родину обработал свои наброски для гравирования (см. Одежда боярская... Вторая четверть XVII в.).

Гравюра изображает церковную службу на Красной площади в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение происходит на фоне Покровского собора (храма Василия Блаженного, 1555—1561), который назван в сочинении немецкого путешественника Иерусалимской церковью. По-видимому, это связано с местоположением храма: «Иерусалимскими» иногда называли Фроловские (Спасские) ворота Кремля, так как именно через них двигалась в Кремль процессия во главе с патриархом во время празднования Вербного Воскресения (Входа Господня в Иерусалим). Описывая Кремль и Китай-город, путешественник отмечал, что «прилежно» срисовал и «искусно» построенную церковь, «строитель которой по окончании ее ослеплен был тираном, чтобы уже впредь ничего подобного не строить», и помост, около которого на земле лежат два больших орудия, направленных «против большой дороги, по которой обыкновенно вторгаются татары» (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. — Москва: Российские семена, 1996. С. 164.).

См. подробнее: Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555—1561 .

Автор
  • Олеарий, Адам - немецкий путешественник
Периоды
  • XVII в. (вторая четверть)
  • XVII в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Быт городской. XVII век
  • Быт придворный. I пол. XVII века
  • Красная площадь в Москве
  • Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
  • Покрова Пресвятой Богородицы праздник
  • Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555 – 1561
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • религия
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. — М., 1996; Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. — М., 1976; Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М., 1988; Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. — М., 1978; Тихомиров М.Н. Русская культура X—XVIII вв. — М., 1968; Терещенко А. Быт русского народа. — М., 1997.

Барсов П. Предисловие переводчика к русскому переводу путешествия Олеария // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. 1868. Кн. I; Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы XV—XVIII веков. — М., 1992; Костомаров H.И. Предисловие к переводу г. Михайлова части 3-й книги «Путешествия Олеария» // Архив исторических и практических сведений Калачова. 1859. Кн. III; Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца ХVIII в. — М., 1949.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / Введение, перевод, примечания и указатель А.М. Ловягина. — СПб.: Издание А.С. Суворина, 1906. С. 51.
Тело статьи/биографии :

















































Адам Олеарий так описывал торжественное богослужение: «1 октября у русских справлялся большой праздник, в который его царское величество со своими придворными и патриарх со всем клиром вошли в стоящую перед Кремлем искусно построенную Троицкую церковь, которую немцы зовут Иерусалимскою. Перед Кремлем, на площади с правой стороны, находится огороженное место вроде круглого помоста, на котором стоят два очень больших металлических орудия; одно из них в диаметре локоть. Когда они теперь в процессии подошли к этому помосту, великий князь с патриархом одни взошли на помост. Патриарх держал перед царем книгу в серебряном переплете, с рельефною на нем иконою; царь благоговейно и низко кланялся этой иконе, дотрагиваясь до нее головой. Тем временем попы, или священники, читали. После этого патриарх опять подошел к царю, подал ему для целования золотой с алмазами крест, длиною с добрую руку, и приложил тот же крест ко лбу и обоим вискам его. После этого оба пошли в означенную церковь и продолжали свое богослужение. В эту же церковь направились и греки, которых русские охотно допускают в свои церкви, так как и они греческой веры; других исповеданий единоверцев они совсем не терпят в своих церквах. Для участия в той же процессии находилось здесь еще бесчисленное множество народа, который поклонами и крестным знамением выказывал свое благоговение» (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. — М.: Российские семена, 1996. С. 72.).

Вид исторического источника
  • Произведение искусства

документы:

изображения: