Заголовок карточки
Манифест о трехдневной барщине. 5 апреля 1797
Название ресурса (варианты)
О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении к работе в дни воскресные
Аннотация : Вступив на престол в 1796 г., император Павел I (1796—1801) осуществил ряд реформ. В период его правления наметились серьезные изменения во внешней и внутренней политике России, в аппарате управления и в социальной сфере.

Изменения в частности коснулись статуса крепостных крестьян. В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине, который запрещал помещикам использовать крепостных на полевых работах в воскресные дни и делил оставшиеся в неделе дни поровну: три дня крестьяне должны были работать на помещика, а три — на себя.

Автор
  • Павел I - российский император
Периоды
  • XVIII в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Крепостное право
  • Манифест о трехдневной барщине. 5 апреля 1797
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • внутренняя политика
  • экономика
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Клочков М. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. — Пг., 1916; Кряжев В.С. Жизнь Павла императора и самодержца всероссийского. — М., 1805; Окунь С.Б. Очерки истории СССР: конец XVIII — первая четверть XIX в. — Л., 1954; Шильдер Н. Император Павел I. — СПб.,1901.
Территория
Российская империя
Народ
русские
Персоналии
Павел I Петрович, российский император
Язык оригинала
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Хрестоматия по русской истории: Т. III / Сост. Михаил Коваленский. Изд. 2-е. — М.: Изд. Т-ва «Мир», 1917. С. 238; Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXIV. — СПб., 1830. № 17909.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манифест Павла I о трехдневной барщине
5 апреля 1797

 

Объявляем всем Нашим верноподданным.

Закон Божий, в десятословии1 Нам преподанный, научает Нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством Веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоилися восприять священное миропомазание и Царское на Прародительском Престоле Нашем венчание, почитаем долгом Нашим пред Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей Империи Нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Хрестоматия по русской истории: Т. III / Сост. Михаил Коваленский. Изд. 2-е. — М.: Изд. Т-ва «Мир», 1917. С. 238

1Десятословии – декалог (греческое десятословие), десять заповедей Божиих, данных через пророка Моисея и написанных на двух скрижалях. Составляют основу религиозных и этических норм иудаизма, были полностью восприняты христианством. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

Вид исторического источника
  • Законодательный или нормативный акт
  • Произведение искусства

документы:

изображения: