Заголовок карточки
Маскарад «Торжествующая Минерва». 1763 г. Отрывок из сочинения П.И. Сумарокова
Аннотация :

В начале 1763 года Москва стала свидетелем грандиозного зрелища — уличного маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного по случаю коронации императрицы Екатерины II. Подготовка маскарада была поручена актеру Федору Григорьевичу Волкову (1729—1763). Тексты хоров и песен для участников маскарада написал Александр Петрович Сумароков (1717/1718 — 1777), пояснительное стихотворное описание действия сочинил Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807).

Постановка поражала своим размахом. В течение трех дней по улицам города двигалась процессия, представлявшая триумф римской богини мудрости Минервы, отождествлявшаяся с императрицей Екатериной II. Участники маскарада представляли аллегорические живые картины. В шествии участвовало около 4 тысяч человек. Во время маскарада Ф.Г. Волков простудился и вскоре умер.

Описание маскарада 1763 года принадлежит писателю Павлу Ивановичу Сумарокову (1760—1846).

Автор
  • Волков, Федор Григорьевич – русский актер, основатель русского театра
  • Екатерина II — российская императрица
Периоды
  • XVIII в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Маскарад «Торжествующая Минерва». 1763. Отрывок из сочинения П.И. Сумарокова
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • культура
  • внутренняя политика
  • общество
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Территория
Российская империя
Народ
русские
Персоналии
Бригонций, придворный машинист; Волков, Федор Григорьевич, русский актер, основатель русского театра; Екатерина II Алексеевна, российская императрица; Сумароков, Александр Петрович, русский писатель; Херасков, Михаил Матвеевич, русский писатель
Язык оригинала
русский
Источники
Сумароков П.И. Черты Екатерины Великия. — СПб.: Тип. Департамента народного просвещения, 1819; Изобр. — http://www.hermitagemuseum.org/
Тело статьи/биографии :

По совершении коронации, во время масленицы, Екатерина, которой и при малейших предприятиях ничто обыкновенного не входило в мысль, устроила торжество, подобное грекам, достойное себя, и удивившее обитателей. Предстал движущийся маскерад. Александр Петрович Сумароков сочинил хоры, песни; другой гений Федор Григорьевич Волков сделал начертание, составились важные и смехотворные отделения, с приличными символами, колесницами, действующими лицами, и великою пышностью. Там на высокой колеснице изображался Парнас, Аполлон, музы. Тут восседал Марс с героями в доспехах. Здесь катилась Паллада с шлемом на челе, с эгидом[*] на руке, держащая копие, и у ног нахо-[С. 39]дилась сова с математическими инструментами. Тут веселый, от пресыщения вином багряный Бахус, с сидящим пред ним Силеном, и окружающими бакханками под балдахином. На той колеснице плясали сатиры и фавны. На сей гиганты и богатыри угрюмо взирали. В том отделении представлялись качели, кабак с толпою беснующихся пьяниц. Тут являлись мздоимные, судейские приказы. Здесь сволочь развращенных картежников. Колесниц, устроенных придворным машинистом Бригонцием, было множество. Иные из них везены 24, иные же 12 волами, и сих находилось числом до 250, а людей в действующих лицах и свитах, набранных из граждан до 4 тысяч человек. Придворные актеры разъезжали верхом при отделениях для распоряжения. Повсюду гремели роговая, духовая, инструментальная музыки, раздавались громкие хоры, и [С. 40] все то служило, как к забавам, равно и нравоучению. Сей шумный, единственный маскерад собирался всякой раз пред Аннинским дворцом, двигался чрез всю Немецкую слободу, в новую Басманную до Белого города, возвращался по старой Басманной, чрез Ехалов, Салтыков мосты, и продолжался во всю масленицу. Десятки тысяч людей смотрели на оный из окон, с балконов, заборов, кровель; сдвигавшийся за ним народ, препровождал его до предела шествия зимних гор, иллюминованных разноцветными фонарями, где иные празднующих в тысячах толпы встречали его с восхищением. Пения, скачки, пляски, громогласные воззвания: Ура! Виват Екатерина! не умолкали, и таково-то было ее торжество. [С. 41]



Орфография текста приведена в соответствие с нормами современного правописания, но для сохранения звучания авторской речи XVIII в. отдельные слова оставлены в характерном написании той эпохи. Пунктуация подлинника сохранена.





[*] Эгид — в древнегреческой мифологии — щит бога-громовержца Зевса, а также его дочери Афины Паллады; реже — щит, доспехи Аполлона.

Вид исторического источника
  • Историческое сочинение
  • Произведение искусства

документы:

биография:

изображения:

статьи: