Заголовок карточки
Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Аннотация :

Адам Олеарий назвал крестный ход с иконой, очевидцем которого он был, «московитской процессией». Это первое свидетельство о церковных торжествах в честь иконы Казанской Богоматери. Процессия не упоминается ни в «Дворцовых разрядах», ни в «Выходах государей, царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», хотя процессию возглавляли патриарх Иоасаф и государь Михаил Федорович.

Празднование иконы 22 октября служило напоминанием об избавлении Москвы от поляков в 1612 г. (В целом политические и военные даты на Руси не отмечались.) Крестный ход с иконой проходил из Успенского собора вдоль стен Кремля в Казанский собор на Красной площади, построенный на средства князя Дмитрия Пожарского в 1620-х гг. В нем постоянно находился чудотворный образ Казанской Богоматери.

Кроме описания процессии и ее гравированного изображения, которые мы публикуем, А. Олеарий оставил в более поздних записях также следующее упоминание: «В Казани много лет тому назад, когда, однако, русские уже владели этим городом, найдена была в земле икона Девы Марии и выставлена в этом городе. Копия ее доставлена была в Москву, где в память ее построена церковь в конце большой рыночной площади, где стоят ножевые лавки; она называется церковью Пречистой Казанской. В церковь эту около указанного времени совершают паломничества и многие приезжие из других местностей» (Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. — М.: Русич, 2003. С. 280.).

См. подробнее об иконе Казанской Богоматери.

Автор
  • Михаил Федорович - русский царь
  • Олеарий, Адам - немецкий путешественник
Периоды
  • XVII в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Быт городской. XVII век
  • Быт придворный. I пол. XVII века
  • Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…»
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
  • Изобразительный источник
Тема
  • культура
  • религия
  • общество
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
Библиография: Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. — М., 1996; Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. — М., 1976; Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М., 1988; Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. — М., 1978; Тихомиров М.Н. Русская культура X—XVIII вв. — М., 1968; Терещенко А. Быт русского народа. — М., 1997.

Барсов П. Предисловие переводчика к русскому переводу путешествия Олеария // Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских. 1868. Кн. I; Борисовская Н.А. Старинные гравированные карты и планы XV—XVIII веков. — М., 1992; Костомаров H.И. Предисловие к переводу г. Михайлова части 3-й книги «Путешествия Олеария» // Архиве исторических и практических сведений Калачова. 1859. Кн. III; Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца ХVIII в. — М., 1949.

Территория
Российское государство
Народ
русские, немцы
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. — М.: Русич, 2003. С. 65; изобр. — Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно / Введение, перевод, примечания и указатель А.М. Ловягина. — СПб.: Издание А.С. Суворина, 1906. Между 53 и 54 с.
Тело статьи/биографии :





































22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви, находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:

Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами.

Далее шла самая процессия.

Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем.

Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде штандартов.

Затем — 61 поп в церковных облачениях.

Четырех херувимов несли на длинных палках.

Фонарь, также укрепленный на палке.

Далее следовали 40 попов.

Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды крестообразно сложенных; его несли 8 попов.

За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону.

Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была завешена.

Затем следовали 40 попов.

Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли три челов[ека].

За нею опять икона.

Четыре попа шли с пением.

Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной не было резной.

Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на блюде.

Две горящих свечи.

Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.

Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов.

За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином, сопровождаемый своими боярами и князьями.

За ним два челов[ека] несли красный стул.

Лошадь великого князя вели под уздцы.

В самом конце две белые лошади везли сани.

В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая была построена и служила местом для ежегодных процессий вследствие того, что там как-то была найдена в земле икона Девы Марии.

Вид исторического источника
  • Записки путешественника
  • Произведение искусства

документы:

изображения:

биография:

статьи: