Заголовок карточки
«Соляной бунт». 1—5 июня 1648. По летописному рассказу
Аннотация : В 1646 г. правительство Алексея Михайловича ввело пошлину на соль, из-за чего цена на этот продукт резко возросла. Между тем соль в XVII в. являлась главным консервантом, позволявшим долго хранить мясо и рыбу — вслед за солью подорожали эти продукты; их продажа резко сократилась, продукты стали портиться. Это вызывало недовольство как потребителей, так и торговцев.

Вместе с тем рост государственных доходов с введением налога на соль оказался меньше ожидавшегося, так как развилась торговля солью из-под полы. Уже в конце 1647 г. налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям «по прибору» — стрельцам и пушкарям.

Общее недовольство продолжало расти. 1 июня 1648 г. в Москве разразился так называемый «Соляной бунт», о котором идет речь в публикуемом летописном рассказе. Безымянный летописец, свидетель событий, явно симпатизирует посадскому люду и с осуждением пишет о боярах и дьяках, действующих «научением дьявольским».

Автор
  • Алексей Михайлович - русский царь
  • Иосиф - московский патриарх
  • Морозов, Борис Иванович – боярин, государственный деятель
  • Плещеев, Леонтий Степанович – воевода
  • Пожарский, Семен Романович – князь, военачальник, окольничий
  • Траханиотов, Петр Тихонович – боярин, главу Пушкарского приказа
  • Чистой, Назарий Иванович – думный дьяк
Периоды
  • XVII в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Соляной бунт. 1—5 июня 1648. По летописному рассказу
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • внутренняя политика
  • общество
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. — М.; Л., 1935; Платонов С.Ф. Московские волнения 1648 г. // Платонов С.Ф. Соч. Т. 1. 2-е изд. — СПб., 1912; Бахрушин С.В. Московское восстание 1648 г. // Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 2. — М., 1954.

Базилевич К.В. Городские восстания в Московском государстве XVII века. Сб. документов. — М.; Л., 1936; Буганов В.И. Записки современника о московских восстаниях 1648 и 1662 гг. // Археографический ежегодник за 1958 г. — М., 1960; Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв. Проблемы, поиски, решения / Отв. ред. Л.В. Черепнин. — М., 1974; Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII века. — М.; Л., 1962; Новосельский А.А., Сперанский А.Н. Городские восстания в Русском государстве в сер. XVII в. // Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. — М., 1955; Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. Т. 1—2. — М.; Л., 1947; Смирнов И.И., Маньков А.Г., Подьяпольская Е.П., Мавродин В.В. Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв. — М.; Л., 1966; Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII века. — М., 1969; Тихомиров М.Н. Соборное Уложение и городские восстания сер. XVII в. // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. — М., 1961.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Алексей Михайлович, русский царь; Морозов, Борис Иванов, боярин, государственный деятель; Траханиотов, Петр Тихонович, боярин, главу Пушкарского приказа; Плещеев, Леонтий Степанович, воевода; Пожарский, Семен Романович, князь, военачальник, окольничий; Чистой, Назарий Иванович, думный дьяк; Иосиф, патриарх Московский
Язык оригинала
русский
Язык перевода
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. — М.; Л., 1935. С. 73—75; изобр. — oldmoscow.prestige.ru/17/17.htm
Тело статьи/биографии :



































7156-го (1648 г.) июня в 2 день праздновали Стретению чюдотворныя иконы Владимирский, потому что было майя 21 число царя Константина и матери его Елены в самый праздник в Троицын день. А государь царь и великий князь Алексей Михайлович Всеа Русии был втепоры у праздника у живоначальные Троицы в Сергееве монастыре и с царицею, а без себя государь праздновати Владимирской иконы не велел, а от Троицы государь пришел июня в 1 день. И на праздник Стретения чюдотворныя иконы Владимирские было смятение в мире, били челом всею землею государю на земсково судью на Левонтья Степанова сына Плещеева[1], что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по ево Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле ево Левонтья не выдал.

И того ж дни возмутились миром на ево Левонтьевых заступников, на боярина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова[2], да на окольничево на Петра Тихонова сына Траханиотова[3], да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово[4] и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. И самово думново дьяка Назарья Чистого у нево в дому до смерти прибили.

И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятение, велел ево земсково судью Левонтья Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтья миром на Пожаре[5] прибили ослопьем[6]. И учели миром просити и заступников ево единомыслеников Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь высылал на Лобное место с образом чюдотворныя иконы Владимирския патриарха Иосифа Московскаго и Всея Русии, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суджальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный. Да с ними ж государь посылал своего царскаго сигклиту[7] бояр своих: своего государева дядю болярина Никиту Ивановича Романова, да болярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасково, да болярина князя Михаила Петровича Пронсково, и с ними много дворян, чтоб миром утолилися. А заступников Левонтьевых Бориса Морозова и Петра Траханиотова указал де государь с Москвы разослать, где де вам миряном годно, и впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положили на ево государьскую волю.

И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинны Белой город до Чертольские стены каменново Белово города, и Житной ряд и Мучной и Солодяной, и от тово в миру стал всякой хлеб дорог, а позади Белова города от Тверских ворот по Москву реку да до Землянова города. И многих людей из зажигалыциков переимали и к государю царю для их изменничья обличенья приводили, а иных до смерти побивали.

И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной[8] воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково[9], а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергееве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не казнить, что он государя царя дятка, вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землею государю царю челом ударили и в том во всем договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей государь царь пожаловал, велел им свое государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву разсмотреныо. А дятку своево Бориса Морозова июня в 12 день сослал в Кирилов монастырь под начал.





[1] Плещеев, Леонтий Степанович — воевода, государственный деятель. В 1646—1648 гг. являлся судьей Земского приказа, ведал полицейским управлением Москвы и прославился вымогательством и жестокостью. Сторонник Б.И. Морозова.

[2] Морозов, Борис Иванович — государственный деятель. Происходил из старинного боярского рода. Был назначен воспитателем (дядькой) наследника престола Алексея Михайловича. В 1645 г., когда наследник стал царем, Б.И. Морозов выдвинулся на первое место в управлении страной. Упрочил свое влияние на царя, женившись на родной сестре царицы Милославской.

[3] Траханиотов, Петр Тихонович — боярин, глава Пушкарского приказа.

[4] Чистой, Назарий Иванович — думный дьяк. Пользовался, несмотря на свое известное корыстолюбие, сильным влиянием на царя. Москвичи считали его вдохновителем соляного налога.

[5] Пожаром в XVII веке называлась Красная площадь.

[6] Ослопье — дубина, кол.

[7] Синклит ( греч.) — здесь высший духовный и светский правительственный совет.

[8] Устюжна Железнопольская.

[9] Пожарский, Семен Романович — князь, военачальник, окольничий. Входил в ближайшее царское окружение. В 1637—1641 несколько раз сопровождал царя Михаила Федоровича в его поездках на богомолье. В 1644—1645 стоял в рындах при приеме иностранных послов. В 1644 — воевода в Переяславле-Рязанском. Курский воевода. Во время свадьбы царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской в 1648 г. отвечал за охрану ворот Кремля.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
  • Историческая справка
Вид исторического источника
  • Летопись

документы:

биография:

статьи:

изображения: