Заголовок карточки
Богослужение в русских храмах. Вторая половина XVII в. Извлечение из сочинения «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века…». 1655
Аннотация :

Павел Алеппский — архидиакон, сын Антиохийского патриарха Макария. Макарий (родом из города Алеппо в Сирии, в миру священник Иоанн Заим) дважды приезжал в Россию в царствование Алексея Михайловича. Первый раз он прибыл в Москву в 1655 г. за «милостынею» (материальной помощью) для своей патриархии, во второй раз — присутствовал на соборе 1666 г., осудившем Никона.

Памятником первого путешествия Макария стали записки его сына Павла, который ежедневно фиксировал все виденное и слышанное. В своем сочинении Павел Алеппский описывал природу и обычаи стран, через которые проезжал, церкви и монастыри, праздничные и обыденные богослужения. Он дал яркие характеристики государей (особенно Алексея Михайловича) и политических деятелей.

Книгу Павла Алеппского отличают богатство сведений, добросовестность и живость изложения, а также доброжелательное отношение к русскому народу. Это единственное описание XVII в., столь полно отражающее церковную жизнь России той эпохи. В отличие от западноевропейских путешественников, православный архидиакон Павел мог изнутри изучать религиозную практику русского народа, посещая церкви и монастыри.

Автор
  • Павел Алеппский – архидиакон, автор записок о путешествии в Россию в 1650-е гг.
Периоды
  • XVII в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Богослужение в русских храмах. Вторая половина XVII в. Извлечение из сочинения «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века…». 1655
  • Быт городской. XVII век
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Средневековье
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • культура
  • религия
  • общество
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. В 5 вып. / Перевод с арабского Г.А. Муркоса (По рукописи Московского Главного архива Министерства иностранных дел). — М., 1896—1900.

Голосов А. Церковная жизнь на Руси в половине XVII века и изображение ее в записках Павла Алеппского. Ч. 1. — Житомир, 1916; Муркос Г.А. Арабская рукопись Путешествия Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в.: (Описание рукописи, принадлежащей библиотеке Московского Главного архива Министерства иностранных дел) // Сборник Московского Главного архива Министерства иностранных дел. Вып. 6-й / Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров. — М., 1899. С. 384—400.

Территория
Российское государство
Народ
русские
Персоналии
Макарий, Антиохийский патриарх, отец Павла Алеппского
Язык оригинала
арабский
Язык перевода
русский
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; текст – Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. В 5 вып. Вып. 2 (От Днестра до Москвы). Кн. VI. Глава IV. — М., 1897. С. 160—164; изобр. — http://www.art-catalog.ru/picture.php?id
Тело статьи/биографии :







































Мы дивились на порядки в их церквах, ибо видели, что все они, от вельмож до бедняков, прибавляли к тому, что содержится в законе, канонах и постановлениях типикона[1], постоянные посты, неуклонное посещение служб церковных, непрестанные большие поклоны до земли даже по субботам и воскресеньям, хотя это не дозволено, пост ежедневный почти до девятого часа или до выхода от обедни, а не так, как повелевает закон поститься, — только по средам и пятницам. Выходят они (из церкви) в одно время, будет ли это воскресенье, или в господский праздник, или в будний день. [С. 160]

<…>

Войдя в церковь, долго молятся перед иконами, ибо у них нельзя молиться иначе, как пред иконой, устремив на нее взоры, то есть они действительно преклоняются перед ней, [С. 163] а не так, как мы (молимся) кое-как. По причине великой любви своей к иконам, они, если не видят издали иконы или купола церковного, не молятся. Такова их вера. Помолившись на иконы, они оборачиваются и делают поклон головой присутствующим на все четыре стороны. Так они делают не только в церквах, но и в своих домах, ибо в каждом доме непременно есть иконы не только внутри, но и снаружи над дверьми, как мы выше сказали. Стоят они в церкви неподвижно, как камни, и все с открытыми головами, от священников и властей до простого народа. Их крестное знамение совершается ударом пальцами о лоб и плечи на самом деле, причем они делают поклон, а не так, как мы чертим каракули. Так (крестятся) не только мужчины и женщины, но и маленькие мальчики и девочки, которые научены (поступать) так же, и мы дивились на них, что они делают поклоны головой присутствующим, как делают их отцы.

А что касается нас, то душа у нас расставалась с телом, оттого что они очень затягивают обедни и другие службы: мы выходили не иначе, как разбитые ногами и с болью в спине, словно нас распинали. Но да совершится воля Божия! [С. 164]


Текст приведен в соответствие с нормами современного русского языка.





[1] Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб.

Вид вспомогательного материала
  • Иллюстрация
Вид исторического источника
  • Записки путешественника