Заголовок карточки
Программа «Земли и воли». Окончательная редакция. Май 1878
Аннотация :

Программа «Земли и воли» в окончательном варианте выдвигала четыре главных пункта по реализации «народных требований»: передачи земли в руки сельского рабочего сословия, создание свободного союза общин, свобода вероисповедания и разделение Российской территории на федеративных началах.

В землевольческой программе неслучайно отсутствовали требования политической борьбы и введения конституции. Землевольцы рассчитывали на скорую революцию, после которой им удастся с помощью народа и для народа провести федеративно-общинные антигосударственные формы общежития. «Конечный политический и экономический идеал – анархия и коллективизм» – заявляли они о своих концептуальных принципах в самом начале программы.

В конце программы был внесен пункт о «дезорганизаторском» терроре, который впоследствии станет яблоком раздора между землевольцами: «Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок». То есть землевольцы изначально допускали возможность политических убийств вплоть до высших должностных лиц государства, которые могут им мешать в достижении поставленных программных целей. Но террор, следует отметить, в это время еще не рассматривался как средство достижения этих целей.

Разумеется, общественно-политические задачи, выдвинутые землевольческой партией, были неосуществимы, а их надежда на крестьянскую социалистическую революцию утопичны, в чем скоро многие их них убедились сами. Землевольческая программа была насквозь анархична и пропитана идеями М.А. Бакунина. Это была, в сущности, скорректированная и усеченная программа бунтарей-бакунистов. В.А. Твардовская правильно утверждала, что период «Земли и воли» – «высшая стадия бакунизма в России» (Твардовская В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. – М., 1969. С. 16.).

Датировка публикуемого документа не вызывает сомнения: на нем рукой А.Д. Михайлова сделана карандашная пометка: «1878 год, май». Текст – рукописный, написан двумя почерками.

Автор
  • Оболешев, Алексей Дмитриевич – революционер, народник
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Земля и воля – революционная народническая организация
  • Народничество революционное
Тип ресурса
документы
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Письменный источник
Тема
  • внутренняя политика
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. 2 изд. – Пг., 1924; Архив «Земли и воли» и «Народной воли». – М., 1932; Морозов Н.А. Повести моей жизни. Тт. I-II. – М., 1962; Попов М.Р. Записки землевольца. – М., 1933; Революционеры 1870-х годов. Воспоминания участников народнического движения. – Л. : Лениздат, 1986; Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. II. 1876-1882 гг. / Под ред. С.С. Волка. – М.; Л.: Изд-во «Наука», 1965; Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. Под ред. Е.Л. Рудницкая. М.: Археографический центр, 1997; Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Соч., тт. 1, – М., 1958. Тихомиров Л. Воспоминания. – М.; Л., 1927; Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Воспоминания в двух томах. Т. 1. – М.: Изд-во «Мысль», 1964; Фроленко М. Собр. соч. в двух томах. Т. I-II. – М., 1932; Хроника социалистического движения в России. 1878—1887 гг. – М., 1906.

Антонов В.Ф. Революционное народничество – М., 1965; Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. – М., 1912; Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.) М., 2000; Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в., – М., 1958; Калинчук С.В. Психологический фактор в деятельности «Земли и воли» 1870-х годов // Вопросы истории. 1999. № 3; Ляшенко Л.M. Революционные народники. – М.: «Просвещение», 1989; Пелевин Ю.А. Разгром полицией центра «Земли и воли» и восстановление его А.Д. Михайловым // Из истории культуры и общественной мысли народов СССР. Сборник научных статей. – М.: Из-во Московского университета, 1984; Пелевин Ю.А. Конспиративная деятельность А.Д. Михайлова в «Земле и воле» и «Народной воле» // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1986. № 2; Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880-х годов. Коллективная монография. – М.: Изд-во «Наука», 1983; Серебряков Е. Очерк по истории «Земли и Воли». – СПб., 1906; Твардовская В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. – М., 1969; Ткаченко П.С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 гг.). – М., 1961.

Территория
Российская империя
Народ
русский
Персоналии
Оболешев, Алексей Дмитриевич – революционер, народник
Язык оригинала
русский
Источники
Составитель - Пелевин Ю.А.; текст - Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. II. 1876-1882 гг. / Под ред. С.С. Волка. – М.; Л.: Изд-во «Наука», 1965. № 1. С. 30-32; изобр. - Архив «Земли и воли» и «Народной воли». – М., 1932. Вклейка между 56 и 57 с.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Земли и воли». Окончательная редакция. Май 1878

Конечный политический и экономический наш идеал - анархия и коллективизм.

Но, признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историей экономического и политического народного идеала, а с другой — что коронные черты характера русского народа настолько социалистичны, что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы суживаем наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т.е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту. По нашему мнению, они сводятся к четырем главнейшим пунктам.

1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором  з е м л я  находится во владении тех, которые ее не обрабатывают. По народному понятию, "земля божья" и каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он  с в о и м  т р у д о м  может обработать. Поэтому мы должны требовать  п е р е х о д а  в с е й  з е м л и  в  р у к и  с е л ь с к о г о  р а б о ч е г о  с о с л о в и я  и  р а в н о м е р н о г о  е е  р а с п р е д е л е н и я. (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном начале).

2. Что касается политического идеала, то мы признаем, что в русском народе существует стремление к полному мирскому самоуправлению, хотя относительно междуобщинных и внешних отношений вряд ли существуют в народе одинаковые определенные воззрения. По нашему мнению, каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю.

3. В области религиозной в народе русском замечаются веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому мы должны добиваться  п о л н е й ш е й  с в о б о д ы  и с п о в е д а н и й.

4. В состав теперешней Российской империи входят такие местности и даже национальности, которые при первой возможности готовы отделиться, каковы, напр[имер], Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Следовательно, наша обязанность — с о д е й с т в о в а т ь  р а з д е л е н и ю  т е п е р е ш н е й  Р о с[с и й с к о й]  и м п е р и и  н а  ч а с т и  с о о т в е т с т в е н н о  м е с т н ы м  ж е л а н и я м.

Таким образом, "земля и воля", служившая девизом стольких народных движений, служившая принципом организации при заселении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние современного этим заселениям русского правительства, - эта формула, по нашему мнению, и теперь служит наилучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть и лучшие, идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу "земля и воля".

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только  п у т е м  н а с и л ь с т в е н н о г о  п е р е в о р о т а, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь (благодаря протекторату и стараниям русского правительства) разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам.

Указанное противоречие между народным идеалом и требованиями правительства создавало и создает в России ту массу крупных и мелких народных движений, сект религиозно- революционного характера, а подчас и разбойничьих шаек, которые выражают собою активный протест русского народа против существующего порядка. Но эта борьба с организованной силой государства, в руках которого около миллиона войск, оказывается слишком неравною, тем более что народ в значительном большинстве разъединен и так обставлен со стороны разных властей, а главным образом со стороны экономической, что ему и очень мудрено подготовить и противопоставить правительственной организации широкую народную организацию.

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской соц[иально]-революционной партии:

1) п о м о ч ь  о р г а н и з о в а т ь с я  э л е м е н т а м  н е д о в о л ь с т в а  в н а р о д е  и  с л и т ь с я  с  с у щ е с т в у ю щ и м и  у ж е  н а р о д н ы м и  о р г а н и з а ц и я м и  р е в о л ю ц и о н н о г о  х а р а к т е р а,  агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и

2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.

Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.

А. Часть организаторская

а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе нашей программы, как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непосредственном соприкосновении с нею рабочих.

б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, напр[имер], бегуны, неплательщики, штунда и пр.

в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений и притонов среди крестьянского населения этих районов.

г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек типа понизовой вольницы.

д) Заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих — заводских и фабричных.

Деятельность[1] людей, взявшихся за исполнение этих пунктов, должна заключаться в видах заострения и обобщения народных стремлений, в  а г и т а ц и и[2]  в самом широком смысле этого слова, начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т.е. бунтом. В личных знакомствах, как с рабочими, так и с крестьянами (в особенности с раскольниками) агитаторы, конечно, не могут отрицать важности обмена идей и пропаганды.

е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции[3], которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации и отчасти источником средств.

ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.

з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.

Б. Часть дезорганизаторская

а) Заведение связей и своей организации в войсках, и главным образом среди офицерства.

б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.

в) Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок.

 

Государственный музей политической истории России в Санкт-Петербурге. Ф. 2. Д. 13855. Лл. 1-3. Подлинник рукописный.

Архив «Земли и воли» и «Народной воли». – М., 1932. С. 54-62.

 

Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. II. 1876-1882 гг. / Под ред. С.С. Волка. – М.; Л.: Изд-во «Наука», 1965. № 2. С. 30-33.

 



[1] От этого слова до конца написано другой рукой.

[2] Примечание на полях «Кроме того, путь действия, т.е. бунты, стачки, всякого рода волнения, мы считаем наилучшим средством для организации революционных сил».

[3] Первоначально было «интеллегентных»

Вид исторического источника
  • Программный документ

документы:

статьи: