Заголовок карточки
Поезд Царскосельской железной дороги. Худ. Беггров К.П. 1840-е гг. ГЭ
Аннотация :

Царскосельская железная дорога – первая железная дорога в России. Она связывала Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Общая протяженность трассы составляла 27 километров. Строительство началось 1 мая 1836 г. по проекту австрийского инженера Ф.А. Герстнера. Первая пробная поездка на конной тяге между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года.

30 октября 1836 г. были назначены первые поездки с паровозной тягой. Пробная поездка проходила в присутствии Николая I с августейшим семейством при большом скоплении зрителей. В полдень на Царскосельском вокзале Санкт-Петербурга был отслужен молебен, и поезд, заполненный многочисленными пассажирами, отправился в Павловск. Одна из столичных газет с восторгом писала: «Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед... Стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины».

В этой исторической поездке управлял локомотивом 17-летний сын Ф.А. Герстнера – Джон с небольшой технической бригадой. В этот день поезд преодолел путь от Петербурга до Царского Села за 35 минут.

Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям – на паровой. Полностью на паровую тягу дорога перешла с апреля 1838 г. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено следующим образом: поезда с конечных станций отправлялись одновременно, и, пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Время поездки было равно 42 минутам, средняя скорость движения — 32 км/час. Первоначально поездки были бесплатными, желающих находилось много, в каждый вагон набивалось до 50 человек. Толпы любопытных стояли вдоль пути.

Первое время железная дорога служила главным образом для увеселительных поездок. В 1837-1838 гг. ежедневно из Петербурга отправлялось от 500 до 1000 пассажиров. Линию обслуживали 6 паровозов («Проворный», «Богатырь» и др.), закупленных за границей. Вагоны напоминали конные экипажи разных видов и назывались: «шарабаны», «берлины», «дилижансы».

До 1851 г. Царскосельская железная дорога была единственной в России, пока не была построена Николаевская (Октябрьская) дорога, соединившая Петербург с Москвой.

Автор
  • Беггров, Карл Петрович- художник
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Наименование
  • Быт городской. I пол. XIX века
  • Культура России. XIX век
  • Царскосельская железная дорога
Тип ресурса
изображения
Исторический период
  • Новое время
Тип исторического источника
  • Изобразительный источник
Тема
  • наука и техника
  • экономика
  • общество
  • быт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • углубленное изучение
Библиография: Богданов И. А. Витебский вокзал и Царскосельская железная дорога // Новый журн. 2002. № 2. С. 157-192; Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. — М.: Эксмо, 2004; Вульфов А. Повседневная жизнь российских железных дорог. М.: Молодая гвардия, 2007; История Санкт-Петербурга. С основания до наших дней. — М.: Эксмо, 2004; История железнодорожного транспорта России. Том 1. 1836 – 1917. – СПб.; М.:АО «Иван Федоров», 1994; История и культура Санкт-Петербурга. — СПб.: Discus Media Ltd, 1999; Каган М.С. История культуры Петербурга: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: СПбГУП, 2006; Крейнис З.Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия. – М.: ГОУ Учебно-метод Центр по образованию на ж/д транспорте 2009; Марговенко А. Дороги царей // Урал. 2004. № 10; Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга: история, культура быт. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. – СПб., 2003; Петербург в мировой культуре. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005; Пыляев И.М. Старый Петербург. — СПб., 1889 (Репринтное переизд. — М., 2006); Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845—1955). – М.: Транспорт, 1995; Соловьева А. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. — М. Наука 1975; Фролов А. И. Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. – СПб.: Издательство «Глагол», 2008.
Территория
Российская империя
Народ
русские
Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.; изобр. – http://www.hermitagemuseum.org/
Вид исторического источника
  • Произведение искусства