NAAD6F29CE6AC4B8CB68CD8E5204E5158
Автор
  • Шопен, Фредерик
Заголовок карточки
Шопен, Фредерик (1810-1849)
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Франция
  • Венгрия
Комментарий : Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никол а Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопена проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры.
Образовательный уровень
  • основная школа
Источники
http://www.rubricon.com
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Тело статьи/биографии:

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никол а Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопена проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор, исполнив среди других своих сочинений «Вариации на тему Моцарта» для фортепьяно с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена. На родине, восприняв опыт Огиньского, Эльснера., М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и др., он создал два концерта для фортепьяно с оркестром (1829—30), фортепьянное трио (1829), «Большую фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829—30 закончены в Париже, где Шопен завершил и другие циклы фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима национальная, народная основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки — широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, «славянской кварты» (чередование натуральной и повышенной IV ступеней), — характерное и для зрелых сочинений Шопена. На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

Рубежным событием в жизни и творчестве Шопена было Польское восстание 1830—31, заставшее его в Вене, откуда он направился в Париж через Мюнхен и Штутгарт (там Шопен узнал о падении Варшавы). В Вене и Штутгарте (1830—31) созданы (или начаты) 1-е скерцо (1831—32), 1-я баллада (1831—35), «Революционный этюд» до минор (1831), ставший вскоре знаменитым (одна из улиц Варшавы называется Улицей Революционного этюда), и другие сочинения (многие закончены в Париже). С сентября 1831 Шопен постоянно жил в Париже, до конца своих дней сохранив духовные связи с Польшей. В 1832 Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже, где он встречался с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834—35 Шопен совершил поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 познакомился в Лейпциге с Р. Шуманом). В 1835—36 выезжал на чешские курорты, в конце 1838 — на о. Мальорка с Ж. Санд (неоднократно проводил в её имении Ноане летние месяцы); разрыв в 1847 отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Шопена и ускорил его смерть. В 1848 он гастролировал в Великобритании. Умер Шопен в Париже, где и находится его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Шопена в Варшаву и замуровано в одной из колонн в костёле Св. креста.

В наиболее значительных произведениях Шопен парижского периода преобладают героико-драматические, трагедийные образы; музыка насыщается особенной страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов; вместе с тем углубляются черты национального своеобразия. Трагическая кульминация творчества Шопена 30-х гг. — знаменитый «Похоронный марш», созданный в 1837 и в 1839 включенный в качестве 3-й части в сонату си-бемоль минор. Этот марш, сочетающий высокую трагедийность с проникновенной лирикой, вошёл в погребальный ритуал во всём мире. Национальное начало рельефно выступает в многочисленных мазурках, над которыми Шопен работал с юности, развивая их метроритмическую основу, подчёркивая своеобразие польской танцевальной музыки и достигая мелодического и эмоционального разнообразия — от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и изящные зарисовки польского быта (Шопен называл мазурки «картинками»). Специфика польской танцевальной музыки сказывается и в вальсах Шопена, насыщенных глубоким содержанием (они повлияли на формирование т. н. парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров фортепьянных пьес. Он превратил прелюдию (в т. ч. цикл из 24 фортепьянных прелюдий во всех тональностях, сочинены в 30-е гг., изданы в 1839) из «введения» к фуге или к другим произведениям в самостоятельную инструментальную миниатюру, обладающую значительным, сконденсированным эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Шопеном, наполнившим его контрастами и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику, эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники, полностью подчинены образности, выразительности музыкального содержания. Творчество Шопена — одно из величайших достижений польской и мировой художественной культуры. Основоположник польской музыкальной классики, Шопен поднял национальное музыкальное искусство на высочайший художественный уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому таланту и мастерству, новаторскому развитию народных традиций, претворению опыта мастеров национальной и мировой музыкальной культуры (особенно ценил музыку И. С. Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту, этико-эстетическим убеждениям. Его сочинения — высшее воплощение в искусстве человеческих чувств громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма). Вдохновенный пианист, Шопен создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью. Новаторство Шопена было понято немногими его современниками — прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим несколько портретов Шопена), а также М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами «Могучей кучки» и последующими поколениями русских композиторов. С 1927 в Варшаве проводится международный конкурс пианистов имени Шопена; создано общество им. Фридерика Шопена , которое занимается большой концертной, научно-исследовательской, издательской и организационной деятельностью.

биография композитора:

музыкальные фрагменты: