Автор
  • Верди, Джузеппе
Заголовок карточки
Ария Виолетты из оперы «Травиата»
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Виолетта – главная героиня оперы Верди «La Traviata». Название оперы буквально переводится как «падшая женщина», но по сути это слово понимают в Италии как «грешница». В арии из I действия оперы зрители застают Виолетту обескураженной и растерянной: кажется, к ней пришла любовь, которую она не ждала и не звала. В первой части арии, оставшейся за пределами этого фрагмента, героиня робко мечтает о новом поклоннике Альфреде, с которым она познакомилась на очередной вечеринке. Но в сцене и арии она вновь овладевает собой, говоря: «Мне ль счастья ждать, желать напрасно… Веселье, шумное веселье – вот мой земной удел». Основной бравурный раздел арии начинается словами «Sempre libera», означающими «Всегда свободна». «Быть свободной, жить беспечно, в вихре света мчаться вечно, и не знать тоски сердечной – вот что мне дано судьбой», поет Виолетта. В отдалении слышится голос Альфреда, который пришел под окна любимой вновь произносить свои признания. Она, продолжая петь арию, со смехом отвергает его.

Поначалу кажется, что музыка этой сцены напоминает вальсообразный галоп, в ней есть молодцеватость и бравада. Однако эта бравада фальшива и галоп «хромает»: акценты несимметричны, ритм «вздрагивает», а мелодия как бы задыхаясь соскальзывает с завоеванных позиций. Значит, героиня и сама не уверена в своих словах, значит, она боится собственных чувств? В ее нагловатом самоутверждении проглядывает второй план: неуверенная в себе Виолетта, оказывается, уже почти влюблена; проницательный зритель убеждается в том, что совладать с собой ей не удается. Так Верди-драматург намекает на ближайшие события, которые еще не совершились, но вот-вот совершатся. Кроме того, в этой арии содержится драматический «указатель» еще более существенный. Виолетта поет как борец, готовый победить страх: ее колоратуры и восклицания резки, она будто захлебывается ими. И пусть она лишь бравирует, пусть обманывает себя, но какой сильный, мощный характер, какая решимость! Это третий план арии, еще один драматический вектор, указывающий на отдаленное развитие драмы. Виолетта-бабочка, Виолетта-кокетка окажется во втором акте оперы настоящей героиней, которая пожертвует собой ради любви. Ее достоинство, ее гордость и сила явно звучат в этой первой арии: в них ключ ко всему дальнейшему, в них секрет ее характера, а значит, и пружина действия. Так Верди-психолог, Верди-драматург открывает слушателю не только настоящий момент драмы, но целую панораму стоящих за ним событий и последствий, и ближайших и отдаленных. Таков его метод: каждый музыкальный фрагмент, каждая ария – это «чемодан с двойным дном», превращающий Верди-хитмейкера, Верди – сочинителя арий в гениального и неподражаемого Верди – создателя характеров и режиссера музыкальной драмы.

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Верди, Джузеппе. Ари Виолетты из оперы «Травиата». 1846/963.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Монтсеррат Кабалье
Место создания
Италия
Название сочинения
Ария Виолетты из оперы «Травиата»
Жанр сочинения
  • опера
  • ария
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр, вокал (сопрано)
Название фрагмента
Ария Виолетты из оперы «Травиата»
Время звучания
03.47

биография композитора:

музыкальные фрагменты: