Автор
  • Верди, Джузеппе
Заголовок карточки
Ария Джильды из оперы «Риголетто»
Периоды
  • XIX в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Творчество Верди – зенит романтической оперы, а значит, оперы психологической, потому что именно романтики хотели заглянуть в глубины человеческого сердца и там найти разгадку мировых тайн и пружину мировых событий. Ранние романтики итальянской оперы, Беллини и Доницетти, пользовались скорее романтическими штампами, им были ближе типичные романтические амплуа – невинной жертвы, гнусного злодея, героя-спасителя, нежной возлюбленной – и этих амплуа им было вполне достаточно. Верди, не отказываясь от них, пошел дальше. Так, например, в опере «Риголетто» главный персонаж Герцог - очередной романтический злодей, но он неповторим в своем легкомысленном равнодушии к лю-дям, в своем очаровательном эгоизме: он – счастливый хищник, который не сетует на судьбу и не терзается ненужными угрызениями совести. В арии Джильды раскрывается характер и душа его жертвы, которая погибла не столько от его злодейства, сколько от собственной наивности. Ведь она жила в заточении и не знала, что прекрасные глаза могут лгать, и уверения в любви бывают фальшивыми.

В этой арии Джильда счастлива, она влюблена, и ее юное сердце не может вместить всю радость, весь восторг, которые владеют ею. Во вступлении к арии Джильда как в зачарованном сне, хрустальные аккорды оркестра рисуют типичную картину волшебной сказки: так всегда описывали в музыке потусторонние и фантастические моменты. Тема Джильды простодушна как напев шарманки, как бы напоминая о том, что любовь снимает с нашей души все поверхностное и наносное, и мы опять становимся детьми, которых очаровывают самые простые вещи. Даже бедный и незамысловатый мотив шарманки, обыкновенная нисходящая гамма наполняется теперь неземной красотой. Джильда поет осторожно, бережно, как бы боясь расплескать свое неземное чувство: голос переступает с ноты на ноту словно нащупывая путь. Джильда как маленькая девочка играет голосом, подбрасывая его как дети подбрасывают мыльные пузыри или летящий пух. В последней части арии все наполняется волшебным кружением: так в кино счастливых героев иногда окутывает клубящийся туман и вокруг них собираются мириады блесток. Вот оно, головокружение от любви, счастливый сон наяву… Музыка арии настолько зрима, ее мотивы так похожи на жесты и движения хрупкой девушки, которая робеет и боится происходящего с ней чуда, что пение будто переходит в воображаемый танец, опера готова во всякую минуту обратиться в балет. Так Верди перестает быть композитором-иллюстратором, которым были его предшественники Беллини и Доницетти: он становится композитором-исследователем, знатоком человеческого сердца. Каждый, кто не знает, что такое любовь, может послушать арию Джильды и понять, что любовь – это прежде всего изумление и страх. Никто кроме прирожденного психолога Верди не мог открыть этот секрет и положить его на музыку.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Верди, Джузеппе. Ари Джильды из оперы «Риголетто». 1851/573.WMA
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Мария Каллас
Место создания
Италия
Название сочинения
Ария Джильды из оперы «Риголетто»
Жанр сочинения
  • ария
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр, вокал (сопрано)
Название фрагмента
Ария Джильды из оперы «Риголетто»
Время звучания
7.34

биография композитора:

музыкальные фрагменты: