Автор
  • Верди, Джузеппе
Заголовок карточки
Стретта Манрико из оперы «Трубадур»
Периоды
  • XIX в. (третья четверть)
Географический рубрикатор
  • Италия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Опера «Трубадур» могла бы быть визитной карточкой стиля Верди. Чрезвычайно типичен для него сюжет, где есть все признаки оперного триллера с любовными признаниями, погонями, убийствами и воспоминаниями о прекрасном прошлом. Типичны оперные страсти: любовь, месть, ревность и ангельское самопожертвование. Типична и музыка, где оркестр как «большая гитара» аккомпанирует певцам, а они исполняют прекрасные мелодии не менее прекрасными голосами. Те же мотивы есть и в двух других вердиевских шедеврах, «Риголетто» и «Травиата», написанных как и «Трубадур» в начале пятидесятых годов. В этих операх итальянец Верди полностью обрел себя и противопоставил свой стиль немецкой традиции с ее перегруженным оркестром и насыщенным симфоническим развитием. Верди не стеснялся популярности своей музыки, а гордился ею. Она эмоциональна и драматически насыщенна, и в то же время отличается определенностью очертаний и выпуклостью линий как хорошая римская статуя: ничего лишнего, ничего, что отвлекает от главного настроения и главной мысли. Такова одна из самых известных мелодий Верди – стретта Манрико «Di quella pira» из третьего действия оперы «Трубадур».

Стретта – это бравурный финал арии, где Манрико говорит о своей решимости спасти мать, которая попала в плен к его заклятому врагу графу ди Луна. Манрико поет об очистительном пламени, которое вздымается к небесам. И музыка стретты тоже напоминает языки огня: каждый мотив целенаправлен как выстрел, с неизменной настойчивостью как ровно горящее пламя следуют друг за другом короткие влитые фразы. Четкость их ритма, наступательность интонации близки испанскому танцу болеро, образ которого послужил для Верди источником вдохновения – ритм болеро отчетливо слышен во вступлении к стретте и сохраняется до самого конца. Что может лучше чем эта щеголеватая и вместе с тем мужественная мелодия подойти для тенора-премьера, готового штурмовать самые высокие ноты с открытым забралом… Еще при жизни Верди певцы пытались украсить и без того эффектную мелодию, и на одном из спектаклей тенор-солист как шпиль на елку водрузил поверх вердиевской мелодии непредусмотренное автором верхнее «до». Бессильный бороться с желанием артиста покрасоваться, Верди ответил: «Ладно, пусть уж будет «до», но только самое лучшее!» Так это верхнее «до» и осталось в партитуре до наших дней: когда король теноров Паваротти исполнял стретту Манрико в лондонском Ковент-Гардене, газеты писали: «Его верхнее «до» слышали в Стокгольме и аплодировали!»

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Верди, Джузеппе. Стретта Манрико из оперы «Трубадур». 1853/457.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Л. Паваротти
Место создания
Италия
Название сочинения
Стретта Манрико из оперы «Трубадур»
Жанр сочинения
  • ария
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр, вокал (тенор)
Название фрагмента
Стретта Манрико из оперы «Трубадур»
Время звучания
2.14

биография композитора:

музыкальные фрагменты: