Автор
  • Чайковский, Петр Ильич
Заголовок карточки
Симфония №6 «Патетическая», часть третья
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Третья часть «Патетической» симфонии Чайковского – скерцо. Первоначальный смысл жанра скерцо как музыки буффонной, комической, трансформировался у романтиков в фантастическую картину из жизни сказочных существ – эльфов, фей и гномов. В этом фантастическом скерцо Чайковский виртуозно воссоздает таинственную, волшебную атмосферу воображаемого действия. Она возникает и от характера музыки, тематически связанной с романтической фантастикой - по аналогии с известным шедевром Мендельсона это скерцо можно было бы назвать «Сон в летнюю ночь» – и оттого, что музыкальные мысли и темы композитор показывает как бы во вступительном режиме. Все мелодии и фрагменты этого симфонического скерцо напоминают то шорохи и скольжения, то крадущиеся шаги, то проносящиеся в полете силуэты. Слушатель ждет, что вот-вот начнется нечто важное, главное и значительное, но ожидание это затягивается: проносятся, мелькают и торопливо сменяют друг друга разнообразные осколки, проходящие мотивы. Они сопровождаются стрекотанием, колыханием, таинственными призвуками, будто показывающими ночную жизнь зачарованного леса. Главная же тема – это парадный кукольный марш, появление которого готовится долго и тщательно: в полный рост тема фантастического марша разворачивается лишь ближе к концу, хотя отголоски его мелькают едва ли не с самого начала.

Третья часть симфонии продолжает линию второй; так же как вальс из второй части, это фантастическое скерцо-марш можно было бы вообразить сценой из балета. Исстрадавшийся лирический герой симфонии, сломленный уже в первой части повествования, находит утешение в мире грез, связанных с детством, со сказкой, с волшебством. И это вполне понятно. Герой Чайковского принадлежит к русскому дворянскому сословию; известный критик Густав Ларош, друг композитора и большой поклонник его творчества, говорил, что автор «Патетической» симфонии напоминает ему русского барина тургеневского душевного строя. В годы детства Чайковского в дворянской среде были очень распространены праздники, игры, домашние театральные постановки для детей; не только дни рождения и православные праздники, но и будни, и вся жизнь ребенка были наполнены лаской, радостью, красочными развлечениями и забавами. Поэтому мир детства – источник жизненных сил и оазис отдохновения для героя Чайковского. Воистину, как говорил Лев Толстой: «Счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминания о ней». Мир детства русского дворянина был слишком прекрасен, чтобы с ним расстаться: не оттого ли русская дворянская интеллигенция страдала некоторым инфантилизмом и породила два поколения так называемых «лишних людей» от Онегина до персонажей Тургенева?

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Чайковский, Петр Ильич. Симфони №6 «Патетическа», часть треть. 1893/470.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Оркестр Концертгебау, дирижер В. Менгельберг
Место создания
г. Клин
Название сочинения
Симфония №6 «Патетическая»
Жанр сочинения
  • cимфония
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Симфония №6 «Патетическая», часть третья
Время звучания
01.39

биография композитора:

музыкальные фрагменты: