Автор
  • Равель, Морис
Заголовок карточки
Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»
Периоды
  • XIX в. (первая четверть)
Географический рубрикатор
  • Франция
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Балет «Дафнис и Хлоя» написан на древнегреческий сюжет о жизни пастухов на лоне природы. На этом фоне разворачивается невинная любовь главных героев: она неотделима от покоя и благоденствия, в которые погружены их игры и забавы. Обращаясь к этой теме в начале ХХ века, Равель воспользовался поводом, чтобы пережить «золотой век» истории, забыть о несовершенствах и дисгармонии предвоенной Европы. Балет был написан по заказу «Русских сезонов» Сергея Дягилева; он был оформлен Леоном Бакстом в характерном для дягилевских постановок изысканно-декоративном стиле. В спектакле были заняты звезды русского балета: хореограф Михаил Фокин и Вацлав Нижинский в роли Дафниса.

Музыка Второй сюиты из «Дафниса и Хлои» начинается с картины восхода солнца. Здесь можно отключить разум, погасить душевные волнения, обратившись в слух, обоняние, осязание и зрение. Не мыслить как в симфонии, не чувствовать как в опере, но раствориться в музыке, погрузиться в нее, «обоняя» и «осязая» звук – такое восприятие предполагает Равель, вызывая богатейшую гамму ощущений. Он озвучивает краски и ароматы рассвета, бросая гроздья-мотивы, мотивы-лучи, которые пробегают зыбью, рассыпаются брызгами, блистают звонами, струятся и дрожат. Звукам просторно, они организованы как восточные напевы – музыканты называют эти гаммы пентатоникой – они расстилаются в воздухе как зовы, как гулкое эхо, но в них нет напряженных тяготений как в привычных европейских звукорядах. Томная нега, тепло восходящего светила превращается в медленный восточный танец, в заклинания факира, играющего на магической дудочке. Завершает сюиту экстатическая общая пляска, гимн свету и жизни: змеевидная тема утопает в стрекочущих, шелестящих, пульсирующих звучностях, мелодия вращается и мелькает в толще оркестра, которую изредка прорезает медлительная тема рассвета.

Во многих своих сочинениях, и в этом балете тоже, Равель противопоставляет празднично-декоративный французский стиль немецкому психологизму и итальянской страсти. Ближе всего Равелю искусство Александра Бородина: его «Половецкие пляски» – первый аналог будущей пластической симфонии Равеля. Но «Дафнис и Хлоя» – это уже ХХ век: там, где раньше был танец, теперь слышится большая живописная панорама. Она подобна искусству художников, чьи цвета и формы сливались в праздничную симфонию: в живописи Гогена и Матисса, Малявина и Коровина слышится музыка Равеля, а в его созвучиях проступают яркие краски и скульптурные жесты их картин. И если бы процессии в честь бога Диониса, покровителя мирских наслаждений, с греческих ваз перенеслись на сцену, то лучшего сопровождения чем музыка Равеля, невозможно было бы представить.

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Равель, Морис. Втора сюита из балета «Дафнис и Хло». 1907-1912/533.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Берлинский оркестр, дир.В.Фуртвенглер
Место создания
Париж
Название сочинения
Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»
Жанр сочинения
  • балет
Эпоха, стиль, направление
  • импрессионизм
Инструмент
симфонический оркестр
Название фрагмента
Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя»
Время звучания
03.26

биография композитора:

музыкальные фрагменты: