Автор
  • Шопен, Фредерик
Заголовок карточки
Мазурка фа минор ор.63 №2
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Польша
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Мазурка фа минор как и многие другие мазурки Шопена – это небольшое посвящение Польше, музыкально-поэтические воспоминания о родине. В этой фортепианной миниатюре две темы, две мысли: основная, меланхолическая и задумчивая, повторяется дважды, в начале и в конце мазурки; вторая, просветленная и пасторальная, занимает среднюю часть. Казалось бы, все достаточно ясно и просто: печаль в разлуке с родиной сменяется грезами о ней, обманчивость этих грез легко рассеивается, и горькая меланхолия вновь обуревает поэта. Однако если слушать не спеша, то первая мысль распадется еще на два мотива: первый, нисходящий и ползучий, с щемящими полутонами, и второй, даже несколько горделивый, как бы со вскинутой головой. Вторая мелодия при ближайшем рассмотрении тоже далека от однозначности: ее начало и впрямь пасторально, но вскоре эту безмятежность чуть нарушает новый повисающий мотив, а третий мотив, полный скрытой тоски, как будто взят из народной думки и естественно приводит к возвращению тягостных переживаний поэта.

Дальше – больше. Иными словами, если вооружиться своеобразным «слуховым микроскопом», то откроются и более мелкие, но тем не менее значимые детали. Например, заглавный мотив первой темы незабываем своей остротой, этот мотив – скрытое восклицание, полное боли, а продолжение будто бы уводит в другое русло, примирительное и смягчающее. Столь же многозначительные детали обнаружатся «под микроскопом» и во второй теме: как и положено мелодиям в народном духе, ведущим свой род от деревенской волынки, тема покачивается на неподвижном басу, и в то же время здесь есть кокетливое притопывание, легкая молодцеватость, напоминающая бальные, «шляхетские» мазурки. Вот она, шопеновская капризность, летучесть его воображения, крайняя утончен-ность чувств: здесь не только каждая мысль и слово, но и каждый слог, каждый звук, каждое дуновение пропитаны собственным значением. От этого вся его музыка кажется такой же переменчивой как погода на северных морях, такой же отзывчивой и богатой полутонами как настоящая романтическая поэзия. Речь идет даже не о полутонах смысла, но о «четвертитонах», о микронах, о тончайших вибрациях души, которые ни один другой композитор не смел задевать и не пытался выразить. Слушая Шопена, еще раз возвращаешься к меткому наблюдению знатока жизни и людей Джонатана Свифта, который говорил: «В конце концов, человек лишь рождается, живет и умирает. Что же остается на его долю? Подробности, подробности, подробности»…

Образовательный уровень
  • основная школа
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Шопен, Фредерик. Мазурка фа минор ор.63 №2. 1846/551.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
И. Моравек
Место создания
Париж
Название сочинения
Мазурка фа минор ор.63 №2
Жанр сочинения
  • фортепианная миниатюра
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Мазурка фа минор ор.63 №2
Время звучания
02.20

биография композитора:

музыкальные фрагменты: