Автор
  • Шопен, Фредерик
Заголовок карточки
Колыбельная ор.57
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Польша
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Название «Колыбельная» говорит о крайней традиционности и неизбежном консерватизме композиторского замысла: что может быть более знакомо и понятно, чем песня, которую поет мать засыпающему младенцу? Так и поступали композиторы-классики, и прежде всего Моцарт, который свою знаменитую колыбельную сделал мелодичной, простой и ясной, именно такой, какой она должна быть: каждый, кто слышал эту мелодию, мог без труда повторить ее. Шопен понял этот жанр совершенно иначе; он не стал сочинять незамысловатую мелодию, но как истинный романтик, вторгся в область бессознательного и нарисовал портрет засыпания, замирания, когда разум уже спит, но чувство еще бодрствует, и граница между сном и явью почти незаметна.

Мелодию шопеновской колыбельной спеть нельзя, потому что ее очень трудно запомнить: звуки блуждают как сомнамбула, движения которой нельзя предсказать – эти движения кругообразны, мотивы плавно сползают вниз и вновь возвращаются в исходное состояние круговорота. Аккомпанемент застыл на неподвижном басу, и вяло повторяет одну и ту же фигуру, похожую на колеблющийся маятник. Во второй половине этой колыбельной мелодия растворяется в шуршащих пассажах, бесцельно движущихся то вверх то вниз. Шопен будто рисует портрет некоего таинственного процесса, где все движения происходят по инерции: так же как у находящегося в полудреме человека можно заметить только то, что происходит помимо его воли – пульс, дыхание, сердечное биение – так и в шопеновской колыбельной музыка живет как бы сама по себе, как будто ею никто и ничто не управляет.

В «Колыбельной» Шопен нарисовал портрет природного постоянства, природной неподвижности, нарисовал нетривиально, отказываясь от подходящей по теме милой банальной мелодии, которую он легко мог бы создать. Звуковой процесс, нарисованный им, мог многое подсказать композиторам-авангардистам ХХ века, которые обожали медитативность и невесомость в музыке: без музыкальной инерции и невесомости Булез, Лигети, Губайдулина не могли бы нарисовать Космос и Вселенную. Романтики же занимались лишь человеком и человеческим, но делали при этом такие открытия, которые касались уже не только Человека, но Природы вообще. Вот почему «Колыбельная» Шопена может напомнить сразу и григорианское пение, и арабский мугам, и авангард ХХ века; не случайно же древние - греки, индусы и китайцы - прозревали в музыке всеобщий Закон и считали ее ключом к мирозданию…

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Шопен, Фредерик. Колыбельна ор.57. 1843-44/555.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
М. Поллини
Место создания
Париж
Название сочинения
Колыбельная ор.57
Жанр сочинения
  • поэма
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Колыбельная ор.57
Время звучания
02.48

биография композитора:

музыкальные фрагменты: