Автор
  • Мусоргский, Модест Петрович
Заголовок карточки
«Трепак» из вокального цикла «Песни и пляски смерти», стихи А. Голенищева-Кутузова
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
Географический рубрикатор
  • Россия
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : «Песни и пляски смерти» написаны на слова друга Мусоргского, молодого поэта Голенищева-Кутузова. Композитору были близки мрачные картины его поэзии, тягостные предчувствия, в ней заключенные. На текст того же поэта написан еще один вокальный цикл под характерным названием «Без солнца». В песне «Трепак» мысли композитора выражены наиболее выпукло, на самом простом материале: под бесхитростную мелодию трепака, под плясовой наигрыш замерзает в зимнем поле мужичок. Колыбельная, которую смерть поет на мотив трепака, превращается в панораму событий, развернутых как подробно поставленная театральная сцена.

«Декорации» меняются в соответствии с текстом: как всегда у Мусоргского, очень богато прорисован фон действия, очень живо дана природа. Чистое поле – пустые аккорды; тучи, плывущие по небу – колышущиеся звучности. Вспышка света – аккордовый удар; летний рассвет – свирельный наигрыш; вьюга, поземка – свистящие и скользящие гаммы. Никто из композиторов-современников, ни русских ни европейских, не мог так зримо представить происходящее скупыми инструментальными штрихами, напоминающими музыкальную графику. Краски не нужны, когда есть линия, есть черное и белое.

Основная тема предстает во многих лицах: издевательский мотив, похожий на позвякивание костей; ласковое убаюкивание, с притворно сладкими «приседаниями»; лихой перепляс, будто замирающий на зимнем ветру. Музыка, символизирующая удаль и силу молодецкую, народный трепак, танец загулявших мужиков, у Мусоргского становится знаком смерти, холодящей, подкрадывающейся, нашептывающей горемыке обманные утешения. Это ли не трагический гротеск, не горькая усмешка сквозь слезы, которая сродни романтической иронии Гейне, Шумана, Малера? Но как всегда в России, горькая иро-ния здесь еще горше, трагический гротеск еще трагичнее чем в просвещенной Европе: и умирающий мужичок пьян, и похоронная песенка звучит как-то буднично, подчеркнуто элементарно – жизнь людей, которых провожает такой трепак, не стоит ни гроша. Вот она, скорбь Мусоргского о родине, о ее несчастной судьбе: жизнь – пустяк, жизнь – копейка, и пусть ее, грешную, заметает зимняя поземка. Цену человеческой жизни в России в позапрошлом веке «измерил» трепак Мусоргского, и бог знает, изменилась ли она за полтораста лет…

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Мусоргский, Модест Петрович. «Трепак» из вокального цикла «Песни и плки смерти», стихи А. Голенищева-Кутузова. 1875-77/593.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
Государственный Академический симфонический оркестр СССР, дир. Е. Светланов, солистка – И. Архипова
Место создания
Санкт-Петербург
Название сочинения
«Трепак» из вокального цикла «Песни и пляски смерти», стихи А. Голенищева-Кутузова
Жанр сочинения
  • вокальный цикл
Эпоха, стиль, направление
  • русский реализм
Инструмент
симфонический оркестр, вокал
Название фрагмента
«Трепак»
Время звучания
19.02

биография композитора:

музыкальные фрагменты: