Автор
  • Шопен, Фредерик
Заголовок карточки
Соната си минор, первая часть
Периоды
  • XIX в. (вторая четверть)
Географический рубрикатор
  • Польша
Виды музыки
  • Классическая музыка
Комментарий : Композитор Фредерик Шопен занимает негласное первое место среди великих поляков: в его мазурках и скерцо звучит мечта и вера в величие Родины, которая повержена; в его этюдах и полонезах слышатся гнев и боль гордого народа, вынужденного сносить горечь рабства, и в каждой написанной им ноте живет дух свободы, который никакая деспотия не может уничтожить. Вопреки всему – вопреки унижению, бесправию и отсутствию надежд, Шопен воспевает грядущую Польшу, которая живет в народной душе и жаждет воплотиться. Главный романтический конфликт – противостояние прекрасной мечты и горькой действительности – поляки несут как крест своей исторической судьбы, с верою и терпением. Поэтому романтизм для них – не просто художественное течение или манера высказывания, а самая суть их духа, выношенный стиль жизни. Девиз романтизма - несбыточность, невозвратимость, невозможность – знаком каждому поляку как суровая повседневность бытия.

Соната си минор – соната о народном духе, ждущем своего часа, чтобы расцвести и распрямиться во всю мощь. Об этой грядущей силе и славе говорит рыцарская первая тема сонаты. Однако центром музыкального повествования ей стать не суждено: сердечное волнение и смута разливающихся пассажей, скользящие и рассыпающиеся переливы рояля затопляют ее, прерывают ее героическую поступь. Без борьбы и без видимых усилий победу одерживает так называемая побочная, вторая тема, тема-ноктюрн, безбрежная песнь любви. Так первая часть сонаты еще раз подтверждает главенство грез и мечтаний, их первенство над деянием и свершением, свойственное романтизму: там, где невозможно действовать, остается любить - красота темы-ноктюрна столь исключительна даже для мелодиста-Шопена, что не остается места для сожалений о несостоявшейся славе и невоплощенной жажде подвига.

В сонате си минор Шопен наиболее разнообразен, в ней можно найти все лучшее, что есть в польском искусстве, прошлом, настоящем и будущем: максимализм и масштабность Анджея Вайды, резкость Кшиштофа Пендерецкого, мистический дух Кшиштофа Кислевского и утонченную хрупкость Витольда Лютославского. А главное, неизменную человечность романтического искусства, сохраненную поляками и поныне. Как их неизменный девиз звучат строки Адама Мицкевича: «О слава! Власть! Любовь! О торжество побед! Вам суждены века, а мне - одно мгновенье. Но длятся дни мои, а вас - пропал и след». И можно ли в этой человечности и жажде любви превзойти Шопена, который романтичен трижды, романтичен «в кубе» - как поэт романтического века, как поляк и как музыкант…

Образовательный уровень
  • самообразование
Ссылка на медиа ресурс : mms://media.edu.ru/coll-music/Шопен, Фредерик. Соната си минор, перва часть. 1837/756.wma
Источники
Д. Кирнарская
Исполнитель
М. Гамбарян
Место создания
Париж
Название сочинения
Соната си минор
Жанр сочинения
  • соната
Эпоха, стиль, направление
  • романтизм
Инструмент
фортепиано
Название фрагмента
Соната си минор, первая часть
Время звучания
02.55

биография композитора:

музыкальные фрагменты: