Заголовок карточки
Марш
Словарь
  • М
Комментарий : (от франц. marcher – идти, шагать; итал. marcia, Англ.march, нем. Marsch). Музыка диктующая ритм синхронному и единообразному движению множества людей. В своей основе маршевая музыка есть не что иное, как дополнение к размеренному ритму барабана. Подавляющее большинство М. выдержано в четном размере(2/2, 4/4, 2/4, 6/8). Самые ранние сохранившиеся военные М. пр инадлежали Люли и Андре Филидору – старшему; они предназначались для оркестров Людовика XIV. Многие ранние военные М. были созданы на основе популярных мелодий. Французская революция и наполеоновские войны дали новый импульс развитию жанра; М. для отдельных полков и армий создавались такими композиторами, как Керубини, Гуммель, Бетховен. Большинство М., фигурирующих ныне в репертуаре военных оркестров, было написано между 1880 и 1914, в т.ч. такими популярными авторами, как Соуза и Олфорд. По-видимому, Люли первым ввел М. в оперу и балет. М., в т.ч. военные , втречаются в операх Генделя, Моцарта , Бетховна, Верди, Вагнера, Прокофьева и др. Среди ранних образцов маршевой музыки для клавира – «Битва» (Battell) Бёрда. В XIX в. М. для фп. Писали Шуберт, Шуман, Лист, и др. М. открываются и завершаются многие инструментальные серенады XVIIIв.: вступительный М. вопровождает выход исполнителей на сцену, заключительный – их уход. Гайдн использовал стилизованный военный М. в качестве медленной части своей «Военной симфонии». В маршевом ритме выдержана 4-я часть «Фантастической симфонии» Берлиоза – «Шествие на казнь». Популярны концертные марши для оркестра Листа («Ракоци-марш»), Чайковского («Славянский марш»), Элгара (Pomp and circumstance marches). Гротескные пародии на жанр военного М. часто встречаются в симфониях Шостаковича.
Источники
Музыкальный словарь Гроува