Коменский Ян Амос

Заголовок карточки
Коменский Ян Амос
Аннотация : Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, общественный деятель.
Персоналии (именной указатель)
  • Коменский Ян Амос
Хронологический указатель
  • Вторая половина XVI в.
  • Вторая половина XVIIв.
  • Первая половина XVII в.
Педагогические системы образования
  • Трудовая школа
Тип ресурса
  • биография
Библиография
Красновский А. А. Я.А. Коменский. М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я.А. Коменского (13—14 декабря 1957 г.). М., 1959; Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. М., 1959; Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М., 1970.
Источники
www.bolshe.ru
Тело статьи/биографии :

Коменский Ян Амос (28.03.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист и общественный деятель. Он родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев и получил первоначальное образование в братской школе, затем учился в латинской школе, Херборнской академии и в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарем чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56).

В 1614 году Коменский находился на должности учитель братской школы в Пршерове. В 1618—21 годах он жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения: Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и других. В 1627 году Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков ему пришлось эмигрировать в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал ее и перевел на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633—38). Также он подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских ученых.

В 40-е годы Ян Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 году он был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план и распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, он применил метод драматизации учебного материала, написав на основе «Открытой двери к языкам» ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, он продолжил работу над начатым еще в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором был дан реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были найдены лишь в 30-х годах 20 века; труд был впервые полностью опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Итог своей долгой жизни Ян Амос Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668). По своим философским взглядам он был близок к материалистическому сенсуализму, который, судя по собственным заявлениям Коменского, представлялся ему философией простого народа. Признавая три источника познания: чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал органам чувств. В развитии познания он различал три ступени: эмпирическую, научную и практическую. Коменский считал, что всеобщее образование и создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делал вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам, а все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и одновременно как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам: сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, — для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Также он разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами), затем, в крупных городах для наиболее способных учащихся, этап с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии вводились наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, история и география). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна была быть академия — высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский расширил в «Пампедии», добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.


Сочинения: Dílo, sv. 1—2, 17, Praha, 1969—71 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, [1970]; в рус. пер.— Избр. соч., ч. 1—3, Ревель, 1892—97; Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—11; Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов. М., 1768.


А. И. Пискунов

Эксперт
Юркина Наталия