Оуэн Роберт

Заголовок карточки
Оуэн Роберт
Аннотация : Оуэн Роберт (1771—1858) — английский социалист-утопист. Сын ремесленника, окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 г. служил в торговых заведениях. В конце 1780-х — начале 1790-х гг. сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошел в литературно-философское общество. С 1791 г. предприниматель. В 1794—1795 гг. основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800—1829 гг. был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).
Персоналии (именной указатель)
  • Оуэн Роберт
Хронологический указатель
  • XIX в. (первая четверть)
  • XIX в. (вторая четверть)
  • XIX в. (третья четверть)
  • XVIII в. (четвертая четверть)
Педагогические системы образования
  • Трудовая школа
Тип ресурса
  • биография
Библиография
Анекштейн А. [Арк. А-н]. Р. Оуэн. – М., 1937; Кан С.Б. История социалистических идей. – М., 1967; Неманов И.Н. К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна // Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран. – Смоленск, 1972; Либкнехт В. Р. Оуэн. – М.; П., 1923; Колл Д.Г. Р. Оуэн – М.; Л., 1931; История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2003; Салимова К. Педагогика народов мира: история и современность. - М., 2000
Источники
www.bolshe.ru; www.rulex.ru; dictionary.fio.ru
Тело статьи/биографии :

Оуэн Роберт (14.05.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же) — английский социалист-утопист. Родился в семье ремесленника, окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 года служил в разнообразных торговых заведениях. В конце 1780-х — начале 1790-х годов сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном и вошел в литературно-философское общество. С 1791 года — предприниматель. В 1794—1795 годах основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800—1829 годах был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).

Важным моментом в формировании мировоззрения Оуэна явился разрыв с ортодоксальным христианством. Однако знакомство с рационалистически-материалистической философией Просвещения привело его к выводу, что ее идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические, последствия промышленного переворота («порча характера» правящих и управляемых) и исходя из социологических и этических концепций просветительской философии, Оуэн пришел к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно Оуэну, во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к которому он сводил все буржуазные учения, Оуэн утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как и нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, по Оуэну, продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их.

Эта — по сути своей материалистическая — идея ориентировала людей на действенное преобразование окружающей среды. Однако Оуэн, чье механистически-материалистическое мировоззрение было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. Он полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь должным воспитанием людей.

Вплоть до середины 1820-х годов Оуэн не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, который может быть условно назван буржуазно-филантропическим, он изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812—1813). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры конца XVIII — начала XIX веков Оуэн путем «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.

Однако в условиях экономического кризиса 1815—1816 годов и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов Оуэна (квакер У. Ален и др.). Разработанный им проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. Оуэн сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, он приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными.

Опираясь на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), Оуэн в марте 1817 года выдвинул «план» расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и прочих антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни Оуэна — переход на позиции утопического социализма.

В 1820-е годы Оуэн создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и другие, основал ряд просветительских учреждений и журналов. Покинув в 1829 году Нью-Ланарк, он целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836—1844 годах). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «поселки общности» образуют федерацию, способную, по мнению Оуэна, продемонстрировать свое экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений.

По инициативе Оуэна в 1830-е годы были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832—1834) и «Великий национальный союз профессий» (1833—1834), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, Оуэн не учитывал «... такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (Полн. собр. соч. 5 изд. Т. 45, С. 375). Тем самым Оуэн, как и другие социалисты-утописты, не смог «... ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Там же. Т. 23. С. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение Оуэна и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей — социалистами их стали называть с середины 1820-х годов) сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определенный толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же Оуэн в конце жизни, особенно после поражения революций 1848—1849 годов, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

Тем не менее исторические заслуги Оуэн неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. Оуэн различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания Оуэна о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал Оуэна «родоначальником английского социализма...» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2 изд. Т. 2, С. 459). Оценивая значение деятельности Оуэна для английского рабочего движения первых десятилетий XIX века, Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна» (Там же. Т. 20. С. 274).

Идеи Роберта Оуэна оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя Оуэна было известно уже в середине 2-го десятилетия XIX века. Определенное влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы.


И. Н. Неманов

Эксперт
Юркина Наталия