«Дом свободного ребенка»

Заголовок карточки
«Дом свободного ребенка»
Аннотация : «Дом свободного ребенка» — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение для детей 5-10 лет в Москве (1906—1909). Организовано Обществом друзей естественного воспитания на базе семейного детского дома М. Станиловской (осн. в 1903).
Хронологический указатель
  • Начало XX в.
  • 1908-1917
  • 1918-1929
Педагогические системы образования
  • Дом свободного ребенка
Предметный указатель
  • «Дом свободного ребенка»
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу). 3 изд. – М., 1923; Кистяковская М.В., Горбунова-Посадова Е.Е., Первый опыт трудовой школы. «Дом свободного ребенка». – М.-П., 1923; Чувашев И.В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). – М., 1955; В.Г. Кинелев, В.Б. Миронов. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: Владос, 1998; Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогическая мысль». Учебное пособие. – М.: Изд. УРАО, 2003; Латышина Д.И. История Педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
Источники
edu.kiev.ua/schools/athens/academy; charko.narod.ru/
Тело статьи/биографии :

«Дом свободного ребенка» — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение для детей 5-10 лет, существовавшее в Москве в период с 1906 по 1909. Оно было организовано Обществом друзей естественного воспитания на базе семейного детского дома М. Станиловской (осн. в 1903). После закрытия общества (1907) «Д. с. р.» стал называться Детским садом М. А. Гуцевич, а руководство им перешло к «Кружку совместного воспитания и образования детей», возглавляемому К. Н. Вентцелем.

«Д.с.р.» задумывался как прообраз школы будущего и представлял собой педагогическую общину, объединявшую детей, воспитателей и родителей на принципах свободного воспитания и коллективного самоуправления. Занятия проводили родители и педагоги, которые работали бесплатно. Детям предоставлялась полная свобода — обязательные занятия, программы и планы отвергались. Основным средством воспитания был общественно полезный и творческий труд: дети занимались рисованием, лепкой, рукоделием; также проводились развивающие игры, беседы, экскурсии. Опыт работы показал недостатки стихийного процесса свободного воспитания и отсутствия систематических учебных занятий, но в то же время организация самодеятельности и свободного творчества детей в «Д.с.р.» представляют интерес и для современной педагогики.

* * *

В период с 1906 по 1913 год К. Н. Вентцель провел эксперимент по воплощению в жизнь идеи свободного воспитания. Был создан «Дом свободного ребенка», который включал детский сад и — позднее — начальную школу. Суть концепции состояла в том, чтобы создать ребенку условия для развития дремлющих в нем творческих сил.

В детском саду воспитательная работа строилась вокруг одной темы, и ребята на занятиях выражали ее понимание рисованием, лепкой, рукоделием, различными видами ручного труда. Экскурсии, игры и беседы развивали детскую любознательность. Обучение в школе осуществлялось без учебных планов и программ, счету и письму учились «по мере надобности». Результаты первого года показали, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Было создано единое расписание. Главной составляющей воспитательного процесса стал труд. В мастерских ребята занимались столярным делом, лепкой, рисованием, картонажными работами. На третий год стали больше привлекать к работе «Дома» родителей. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки и ткацкие станки для нужд «Дома».

Сначала «Домом» руководили поочередно родители детей; труд педагогов в этот период не оплачивался. Позже был создан орган управления — «Комиссия», куда входили родители и педагоги. Родители, наряду с педагогами, вели занятия и дежурили.

Школа просуществовала три года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время она популяризировала идеи детского производительного труда, самоуправления, развития детских способностей.

Эксперт
Юркина Наталия