Рубинштейн Моисей Матвеевич

Заголовок карточки
Рубинштейн Моисей Матвеевич
Аннотация : Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878—1953) — психолог, философ и педагог. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске (1918—1920).
Персоналии (именной указатель)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич
Хронологический указатель
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • «Третьеиюньская монархия»
  • 1908-1917
  • 1918-1929
  • 1930-1940
  • 1941-1950
  • 1951-1960
Тип ресурса
  • биография
Библиография
Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения. — М., 1909; Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. — М., 1920; Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. 3-е изд. — Иркутск, 1922; Рубинштейн М.М. Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского ун-та. — Иркутск, 1923. Вып. 5; Рубинштейн М.М. Половое воспитание с точки зрения культуры. — М., 1926; Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Ч. 1. — Л., 1927; Ч. 2. Философия человека. — Л., 1927; Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм: Критически-философский очерк. — М., 1909; Рубинштейн М.М. Семейное или общественное воспитание? — М., 1916; 2-е изд. — М., 1918; Рубинштейн М.М. Платон — учитель. — Иркутск, 1920; Рубинштейн М.М. Юность: По дневникам и автобиографическим записям. — М., 1928; Каменев С.А. По ту сторону марксизма (Классовая позиция и мировоззрение проф. М.М. Рубинштейна) // Известия Северо-Кавказского ун-та. — Ростов-на-Дону. 1928. № 3 (16); Никольская А.А. Некоторые аспекты научного творчества М.М. Рубинштейн // Вопросы психологии 1978. № 5.
Источники
dictionary.fio.ru
Тело статьи/биографии :

Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878—1953) — психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А. Л. Шанявского (с 1908 г.) и на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909 г.). Приват-доцент (1912), профессор (1918) Московского университета. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске (1918—1920). В 1923—1951 годах преподавал в вузах Москвы. Автор трудов по философии, истории педагогики, педагогике и психологии. Редактор серии книг «Великие педагоги».

Основной задачей школы Рубинштейн считал «воспитание творца культуры». Согласно его мнению, школа — это только звено, «эпизод» единой цельной системы воспитания, охватывающей все возрастные группы. Естественным ее началом должно быть семейное и общественное дошкольное воспитание, а целесообразным завершением — послешкольная просветительская работа. Рубинштейн сформулировал (1915) принцип единства деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждений в союзе с семьей. В качестве социально-педагогического средства осуществления этого взаимодействия он предложил ввести в учебную программу специальный курс подготовки учащихся к семейной жизни («отцовствоведение» и «материнствоведение»). Существенным вкладом в педагогическую психологию явились проведенные Рубинштейном исследования юношеского возраста.

Эксперт
Юркина Наталия