Семь свободных искусств

Заголовок карточки
Семь свободных искусств
Аннотация : Семь свободных искусств — учебные предметы, «науки», средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов.
Хронологический указатель
  • Древнерусское государство
  • Московское государство
Предметный указатель
  • Семь свободных искусств
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003; Педагогическая энциклопедия в 4-х томах . Т. 3 / Гл. ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
Источники
Фото - http://gallery.urc.ac.ru/ru/
Тело статьи/биографии :

Семь свободных искусств (лат. Septem Artes Liberales) — цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования. Они включали в себя грамматику, диалектику (логику) и риторику (представлявшие собой низшую ступень, «троепутье» познания — тривиум), а также арифметику, геометрию, музыку и астрономию (высшая ступень — «четверопутье» или квадривиум).

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование имело универсальный («энциклопедический») характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера. Римляне придали системе «свободных искусств» более организованный характер и расширили ее за счет введения новых дисциплин.

На рубеже античности и Средневековья Боэцием было дано развернутое теоретическое обоснование и подробное изложение квадривиума как высшей ступени семи свободных искусств; ему же принадлежит и сам латинский термин «квадривиум».

В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс семи свободных искусств. Они изучались в общеобразовательных школах; более глубоко — в университетах на «факультетах искусств», которые составляли начальную ступень высшего образования.

«Свободным искусствам» были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов Средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и художественные произведения. Аллегорические фигуры «свободных искусств», — Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки, — а также выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах средневековых соборов».

Эксперт
Пелевин Ю.А.