Высшие педагогические курсы

Заголовок карточки
Высшие педагогические курсы
Аннотация : Курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. На курсы принимались лица, уже получившие высшее образование.
Хронологический указатель
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • Начало XX в.
  • 1908-1917
  • 1918-1929
  • 1930-1940
  • 1941-1950
  • 1951-1960
Виды образования
  • Высшая школа
Предметный указатель
  • Высшие педагогические курсы
Тип ресурса
  • статьи
Библиография
Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учебное пособие для студентов педагогических заведений. — М., 1900; Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогическая мысль». Учебное пособие. — М.: Изд. УРАО, 2003; Народное образование в России: Исторический альманах. — М., 2000; Цирульников А. М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. — М., 2001; Высшая школа СССР за 50 лет. — М., 1967; Народное образование в СССР за 50 лет. — М., 1967.
Персоналии
П.П. Блонский, А.Г. Калашников,
Источники
Педагогическая энциклопедия в 4-х томах / Глав. ред. И.А. Каиров. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 464; Изобр. — http://frontiers.nsc.ru/index.php?id=3631&showcoll=87&f=1&media=4
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшие педагогические курсы — стационарные курсы, готовившие преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

В дореволюционной системе народного образования преподаватели средней школы комплектовались напрямую выпускниками университетов без какой-либо специальной подготовки (исключение составляли Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге и историко-филологические институты в Санкт-Петербурге и Нежине).

К Высшим педагогическим курсам относились и женские (фребелевские) курсы — двухгодичные педагогические курсы при шести участковых округах для окончивших университеты.

В СССР до 1930 года Высшие педагогические курсы возникали при некоторых вузах для тех, кто эти вузы окончил. В течение одного-двух лет слушатели курсов изучали психологию, педагогику, методику преподавания специальных дисциплин.

Предшественниками Высших педагогических курсов были организованные Наркомпросом РСФСР в 1920 году краткосрочные 4-месячные курсы по повышению квалификации преподавателей школ 2-й ступени. В течение последующих лет курсы реорганизовывались, больше усилий уделялось подготовке преподавателей педагогических дисциплин. В 1921 году продолжительность курсов составляла один год. С 1922 года они получили новое наименование — Высшие научно-педагогические курсы. На их базе в 1924 году возникли Высшие научно-педагогические курсы при педагогическом факультете 2-го МГУ (созданного в 1918 году на основе Московских Высших Женских Курсов) — они готовили не только преподавателей педагогики и методик преподавания отдельных предметов для средних педагогических учебных заведений, но и научные кадры. Курсы работали до 1933 года.

Активное участие в работе Высших педагогических курсов принимали П. П. Блонский и А. Г. Калашников. В 1944 году Высшие педагогические курсы возобновили свою деятельность при Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина и просуществовали до 1952 года.

В 20-е годы свои Высшие педагогические курсы были созданы при Ленинградском технологическом институте (1921—1930), при Московском высшем техническом училище (1924—1929), при Ленинградском сельскохозяйственном институте (1925—1929), при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева (1924—1929), при Высших художественно-технических мастерских (1926—1927).

Высшие педагогические курсы при Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (1925—29) готовили педагогические кадры для учебных заведений Центросоюза; в дальнейшем они были преобразованы в Высший педагогический институт прикладной экономики и товароведения, который функционировал до 1935 года.

В 1938—1940 годах Высшие педагогические курсы работали также при Московском институте советской кооперативной торговли со сроком обучения от 6 месяцев до одного года. С 1944 по 1959 год в системе Центросоюза в Москве Высшие педагогические курсы выпускали преподавателей для техникумов и школ потребкооперации.

Эксперт
Пелевин Ю.А.