Бенуа, Александр Николаевич
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • XX в. (вторая четверть)
  • XX в. (первая четверть)
  • XX в. (третья четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
  • графика
Эпоха, стиль, направление
  • символизм
  • неоклассицизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Бенуа А. Мои воспоминания. Т. 1-2. – М., 1990; Эрнст С. А. Бенуа. – П.,1921; Эткинд М. А. Н. Бенуа. – Л.- М., 1965; Эткинд М.А. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца 19 — начала 20 века. – Л., 1989.
Источники
http://www.rubricon.com
Тело статьи/биографии : Александр Николаевич Бенуа [21.4(3.5).1870, Петербург, — 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896—98 и 1905—07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. В книге «История русской живописи в 19 веке» (ч. 1—2, СПБ, 1901—02) и статьях начала 1900-х гг. Бенуа критиковал академическое искусство, выступил с идеалистических позиций против эстетики Н. Г. Чернышевского и позиции гражданственности в живописи передвижников. Выдвинул «художественность» главным критерием оценки произведений искусства. Впоследствии отказался от некоторых острых оценок этого периода.

Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 — 1-й четверти 19 вв. Инициатор создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901—03; журнал «Старые годы»; Музей старого Петербурга и т.д.).

С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого был в 1918—26).

Бенуа — создатель исторической живописи, типичной для «Мира искусства» — достоверной по характеристикам деталей и поэтичной. Другие сюжеты Бенуа — дворянские быт и культура (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897—98; «Версальская серия», 1905—06).

Бенуа принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903, и балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907, — Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже (балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле), до 1911 был её художественным руководителем. В 1913—15 Бенуа — заведующий художественной частью и режиссёр МХТ («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко). С 1919 — режиссёр и художник Академического театра оперы и балета («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921) — в Петрограде.

Создал ряд графических иллюстраций, в том к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923).

С 1926 Бенуа жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей театров Франции, Италии, других стран.

изображения: