Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Софийский собор в Киеве
Периоды
  • XI в. (вторая четверть)
География
  • Россия
Наименование
  • Мозаики Софийского собора в Киеве. 1040-е гг.
  • Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг.
Вид искусства
  • иконопись
Эпоха, стиль, направление
  • Киевская Русь
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской. – М., 1960; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. – Л., 1986; Логвин Г.Н. София Киевская. – Киев, 1971; Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – СПб., 1905; Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. – М.: «Паломник», 2001.
Место создания
Киев, Украина
Источники
Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

«Вседержитель» (греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.

Распространение канона Христа — Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства — к IV—VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.

В образе «Пантократора» заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса «Вседержителем» указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).

Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания. В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось «Вознесение».

Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. Фигура Спасителя производит впечатление грузности и тяжести. В левой руке Он неуклюже держит Евангелие.

На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена — она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении — это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.

Киевский «Вседержитель» не отличается изяществом и тонкостью исполнения, как, например, подобные изображения в Софии Константинопольской или в других византийских храмах XI столетия: в церквах Успения Богоматери в Никее (1065—1067), в Дафни (вторая половина XI в.) или в алтаре монастырского храма Хосиос Лукас в Фокиде (первая четверть XI в.).

Мастер-монументалист, работавший над софийским «Пантократором», по всей очевидности, не принадлежал к элитарному кругу столичных византийских мозаичистов. В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.