Торелли, Стефано
Периоды
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (первая четверть)
  • XVIII в. (третья четверть)
  • XVIII в. (четвертая четверть)
География
  • Россия
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • барокко
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография : Врангель Н.Я. Иностранцы в России // Старые годы. 1911. Июль — сентябрь; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998; Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994; Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. – М., 1990; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М. , 1925; Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. – Л., 1927.
Персоналии
И.И. Шувалов, Екатерина II, В.Г. Орлов,
Тело статьи/биографии :

Стефано Торелли родился в семье художника. Первоначально он обучался живописи у своего отца Ф. Торелли, затем у известного в то время портретного и декоративного мастера Франческо Солимена (1657—1747) — известного неаполитанского художника и архитектора. У него же учился Пьетро Ротари. Затем Торелли работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая манера.

В 1740 году Торелли был приглашен курфюрстом саксонским и королем польским Августом III в Дрезден. Росписи дрезденских дворцов, выполненные художником, погибли во время Второй мировой войны. Позднее Торелли исполнял алтарные картины, плафоны, портреты в Ростоке, Фрауенбурге, Байрейте. В 1759—1761 годах художник работал в Любеке, где выполнил стенные росписи для зала аудиенций в городской ратуше. Здесь же он написал портрет генерал-лейтенанта Франца фон Шасо, губернатора города, который вскоре женился на дочери художника.

В 1762 году Торелли был приглашен в Россию И. И. Шуваловым в качестве профессора Академии художеств. Однако в 1768 году он был уволен из Академии графом В. Г. Орловым и получил должность придворного художника Екатерины II. С самого своего появления в России Торелли участвовал в крупных живописных работах, исполнял портреты, создавал аллегорические композиции. В январе-феврале 1763 года в связи с коронационными торжествами он находился в Москве, куда его вызвал И. И. Шувалов, испытывавший нехватку в хороших портретистах.

В начальный петербургский период Торелли работает интенсивно и с большим размахом, то есть делает «все»: портреты, плафоны, стенные росписи. При этом он работает быстро и с высоким профессионализмом. Это обеспечило ему успех и большое число заказов у придворной знати.

В 1768 году при вступлении в должность придворного художника Торелли получил заказ на картину «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года», которую закончил в 1777-м (ГТГ). В 1763 году художник исполнил парадный портрет Екатерины II (ГРМ), эскиз к которому находится в Саратовском художественном музее, а также портреты графа Г. Г. Орлова (1763, ГРМ), А. А. Чернышевой (ГЭ) и др. Позднее мастер создал «Коронационный портрет Екатерины II» (Между 1763 и 1766. ГРМ).

К искусству портрета С. Торелли обращался на протяжении всей жизни, выполняя заказы различных лиц. Как портретист художник придерживался традиции «барочного академизма». Его произведения не лишены эффектности в постановке модели и, как правило, выполнены в панегирическом духе. Значительную часть произведений, выполненных С. Торелли в России, представляли аллегорические композиции: «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» (1770. ГРМ) , «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772. ГТГ) , «Диана и Эндимион» (Китайский дворец в Ораниенбауме) и др.

Аллегории Торелли, подобно его портретам, также наполнены панегирическим духом, отличаются виртуозностью письма, искусными мизансценами. Удивительная утонченность и изысканность характерны для монументальных декоративных работ художника. Его плафоны в Зимнем дворце (1764) вызывали восхищение современников. «Невозможно представить себе ничего более приятного и сильного из плафонных картин», — писал о них Я. Штелин. Настоящим шедевром стали работы художника для Китайского дворца в Ораниенбауме, выполненные в 1765—1770 годах. Написанный Торелли плафон для Зала муз признают лучшим произведением монументально-декоративного искусства рококо в России.


Пелевин Ю.А. по материалам: Русская живопись. Энциклопедия. — М.: АСТ; АСТРЕЛЬ, 2003.

изображения:

статьи: