Грот («Утренний зал») в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1749—1761
Город Пушкин, Россия
Периоды
  • XVIII в.
  • XVIII в. (вторая четверть)
  • XVIII в. (третья четверть)
География
  • Россия
Наименование
  • Грот («Утренний зал») в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1749-1761
Вид искусства
  • архитектура
Эпоха, стиль, направление
  • барокко
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Библиография :

Музеи и парки Пушкина. 6 изд. – Л., 1980; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. [Альбом-монография]. – Л., 1985; Дворцы и парки города Пушкина. Альбом. – Л., 1985; Семенникова Н. Пушкин. Дворцы и парки. 2 изд. – Л., 1987.

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. – М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. – СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000.

Источники
Составитель – Пелевин Ю.А.
Тело статьи/биографии :

Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века.

Разработка проекта царскосельского Грота и его постройка на берегу Большого пруда связаны с именем Ф.Б. Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

В 1771 году архитектор А. Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота. Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. После окончания отделки Грота, переименованного в Утренний зал, в нем разместили собрание скульптурных произведений — статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.

К центральному залу Грота примыкают два симметричные помещения. Объемное и плановое решения этого здания — скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, характерны для архитектуры барокко.

Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций.

Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Фасад Грота замыкает перспективу, открывающуюся на Старый сад с берегов озера. Изысканный силуэт здания рисуется на фоне темной зелени вековых деревьев парка и отражается в зеркальной глади озера.


Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. [Альбом-монография]. — Л., 1985. С. 64.

статьи:

изображения:

биография художника: