Кокошка Оскар (1886—1980)
Периоды
  • XIX в. (четвертая четверть)
  • XX в.
География
  • Австрия
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • экспрессионизм
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Источники
Скляренко В., Иовлева Т., Рудычева И. Сто знаменитых художников XIX—XX вв. — Харьков: Фолио, 2002.
Тело статьи/биографии :          Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае (Австрия) в 1886 г. Его отец был золотых дел мастером из Праги, а мать – австрийкой, дочерью лесника. Вскоре семья переехала в Вену. По рекомендации своего школьного учителя Оскар в 1905 г. поступил в Школу прикладного искусства, а через два года начал работать в венских Художественных мастерских. Вскоре, однако, юноша увлекся литературой. Свою первую книгу («Мечтающие юнцы») он проиллюстрировал сам («Иллюстрация к книге «Мечтающие юнцы»», 1907). Следом были написаны две пьесы – «Сфинкс и чучело» и «Убийца, надежда женщин», которые, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были секс, насилие и антагонизм между мужчиной и женщиной.
         В 1908 г. работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы прикладного искусства. По той же причине он перестал получать заказы в Художественных мастерских.
         В 1910 г. удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, владельцем и редактором журнала «Буря». Кокошке поручили делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой.
         В 1911 г. Кокошка возвратился в Вену и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Наследник трона, правда, с негодованием заявил, что «этому господину нужно переломать кости».
         В 1912 г. Кокошка ушел из Школы прикладного искусства. Он выставил свои картины в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене. Кокошка был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской Школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности.
         Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк. Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах рядом с портретами известных актрис.
         Во время военных действий Кокошка был несколько раз ранен и контужен, что сильно подорвало его здоровье.
         После войны Кокошка уехал лечиться в Дрезден. В 1919 г. его назначают профессором дрезденской Академии художеств. Его здоровье улучшилось, и жизнь пошла в гору. В дрезденской Опере ставят спектакль по его пьесе «Убийца, надежда женщин». В 1922 г. его приглашают на венецианское биеннале.
         В 1924 г., заключив выгодный контракт с финансистом Кассирером, Кокошка уезжает в путешествие. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине. 1931 год принес ему большой успех, у него прошли выставки в Мангейме и Париже, где его тепло встретила публика.
         В 1932 г. Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника. К 1933 году его финансы истощились, и он переехал в Вену, а после смерти матери перебрался в Прагу, приняв чешское гражданство. Здесь он женился на «Ольге Павловске».
         В 1937 г. прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, но в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены из немецких музеев.
         Мюнхенское соглашение 1938 г. сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 г. они поселились в Корнуолле. Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году они перебрались в Лондон, однако город угнетал художника.
         После войны благосостояние Кокошки улучшилось. В 1945 г. он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой кроме его картин были представлены работы Климта и Шиле. В 1947 г. была большая ретроспективная выставка в Берне, а в 1952 г. его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции.
         В 1953 г. Кокошка возглавил международную летнюю Академию изобразительного искусства в Зальцбурге и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера. Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 г. прошла довольно незаметно.
         В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели («Портрет Адольфа Лооса», 1909). Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи («Супруга ветра», 1914). Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели («Франц Хавер», 1913). В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов («Девочка с куклой», 1921—22). В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром («Дрезден. Мост Августа», 1923; «Порт в Марселе»). Художник использует смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах («Лондон. Мост Ватерлоо», 1926; «Лондон. Вид Темзы I», 1926) . Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье («Красное яйцо», 1940—41), но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку («Озеро Леман с лодкой», 1957; «Гора», 1947) .

изображения: