Раушенберг Роберт (1925—2008)
Периоды
  • XX в.
  • XXI в. (первая четверть)
География
  • США
Вид искусства
  • живопись
Эпоха, стиль, направление
  • абстрактный экспрессионизм
  • поп-арт
Образовательный уровень
  • основная школа
  • самообразование
Источники
http://bibliotekar.ru/
Тело статьи/биографии :
         Роберт Раушенберг родился в1925 г. в Порт-Артуре (штат Техас). В 1946—47 гг. учился в Художественном институте в Канзас-Сити, в 1948—49 гг. — в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине. В 1951 г. в Нью-Йорке открылась его первая персональная выставка. Следующие два года Раушенберг путешествовал по Италии и Северной Африке. По возвращении в НьюЙорк он все больше интересуется коллажами. По мысли Раушенберга, из этой техники рождаются значимые ассоциации и иконография. В своих произведениях, созданных в 1953—55 гг., он использует самые разные материалы — веревки, чучела птиц, обои («Красная живопись», 1953; «Мелочи», 1954; «Кровать», 1955; «Каньон», 1959). Эти работы, частично написанные, частично составленные из реальных предметов, были названы художником «combine paitings» («комбинации»). Название одного из его произведений — «Ребус» (1955) — отражает метафорическую манеру прочтения этих «комбинаций». Стиль Раушенберга, основанный на американском абстрактном экспрессионизме, благодаря свободному введению в картину разнородных элементов разрушает традиционное понятие абстрактной живописи («Монограмма», 1955—59).
         После 1960 г. «комбинации» Раушенберга значительно изменились. Художник начал использовать шелкографию, перенося на картинную плоскость реалии американской жизни («Ретроактив I», 1964), а также репродукции известных картин, например «Туалет Венеры» РубенсаРазметчик», 1963). Энергичные блики, регулярно появляющиеся на его картинах, создают впечатление сутолоки, хаотичной и одновременно упорядоченной, как в жизни («Государство», 1963; «Свидание», 1964; «Забор», 1964). «Живопись в равной степени соотносится с жизнью и с искусством... Я стараюсь работать в пространстве между ними», — говорил Раушенберг.
         Впоследствии он обратился к более абстрактным поискам. В частности, в «Револьвере» (1967), большой круглой пластине из плексигласа, на которой отпечатаны различные изображения, — движение подчеркивает симультанность восприятия. С 1973 г. конструкции Раушенберга («Ранние египетские серии») напоминают европейское «арте повере» («бедное искусство»). Художник работает над недолговечным и ломким: изображение, отпечатанное на тонкой, прозрачной основе, или полотно, натянутое на деревянные опоры и вовсе лишенное изображения (серия «Джаммерс», 1975). Вслед за этим художник вновь создает произведения, в которых сочетаются различные техники и которые являются своего рода энциклопедиями иконографических тем (серия «Шкалы»), но не оставляет, однако, и своих пространственных конструкций (серия «Кабальный Американский Зефир», начата в 1981). В серии «Иней» (1974—75) Раушенберг использует прозрачные ткани, начиная от марли и кончая шелком и атласом. На закрепленных, но не натянутых тканях подвешены характерные фотографии. В серии «Джаммерс» (1975) строгость деревянных шестов, прислоненных к стене, сочетается с различными эффектами драпировок. Большие стенные панно «Родео-Пэлас» (1975—76) включают в себя три открывающиеся двери, разделенные сериями картинок, которые играют роль обоев. Ретроспективная выставка Раушенберга, открытая в 1976 г. в Вашингтоне, была показана затем во многих городах США.
         С 1985 г. художник разрабатывает выставочный проект ROCI (Rauschenberg Overseas Cultural Interchange — Зарубежные Культурные Обмены Раушенберга). Идея состоит в том, чтобы показать свои работы последних двадцати лет в 22 странах и на каждом этапе изобразить культурную индивидуальность страны в новом произведении, исполненном художником на месте. В феврале-марте 1989 г. одна из выставок этого проекта прошла в Москве, в Центральном Доме художника.

изображения: